Москва предлагает разработать единый стандарт для детских комнат в ТЦ
В рамках круглого стола будут обсуждаться вопросы, связанные с правовым регулированием деятельности игровых комнат и игровых уголков в торгово-развлекательных центрах, а также определение понятия «временный присмотр за детьми», которое отсутствует в действующем законодательстве.
Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников о правовом регулировании деятельности детских игровых комнат, расположенных в торговых и торгово-развлекательных центрах:
- Сегодня практически в каждом крупном торговом центре организованы детские комнаты или игровые уголки, где дети проводят время, пока родители совершают покупки. При этом в действующем законодательстве не существует самого понятия «детская игровая комната», равно как и отсутствует нормативная база, регулирующая деятельность таких комнат. По факту торговые центры сами устанавливают правила пребывания детей в игровых комнатах.
Хочу пояснить, что сейчас детские игровые комнаты работают в одном из двух режимов. В первом случае дети могут пользоваться игровой комнатой, при этом никаких услуг по временному присмотру за ними игровой комнатой не предоставляется, то есть присмотр обеспечивается силами самих родителей. В этом случае правовое регулирование не требуется, так как речь идет о пользовании инфраструктурой торгового центра.
Во втором случае пребывание в игровой комнате сопряжено с временным присмотром за детьми, который обеспечивается сотрудниками игровой комнаты. При таком варианте между игровой комнатой и родителями возникают правовые отношения, которые регулируются гражданским законодательством и, в частности, договором оказания услуг.
Российское законодательство имеет примеры регулирования вопросов, связанных с присмотром за детьми. Например, такая норма есть в Федеральном законе об образовании. Однако игровые комнаты оказывают услуги не по присмотру и уходу, а именно по временному присмотру за детьми, который предполагает одновременно и пользование ребенком игровой инфраструктурой, и его нахождение под наблюдением специалиста игровой комнаты. Но деятельность игровых комнат не может подпадать под предмет правового регулирования Федерального закона об образовании, поскольку этот документ регулирует только общественные отношения, сопряженные с освоением образовательных программ.
Таким образом, нормативного правового акта, содержащего специальные нормы, регулирующие правила присмотра за детьми в игровых комнатах, в действующем российском законодательстве нет. По факту у нас и не установлены требования к персоналу и помещениям (игровым комнатам).
Большинство вопросов, требующих решения, находятся в сфере регулирования федерального законодательства. Учитывая необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов детей во время их нахождения в игровых комнатах, депутаты Московской городской Думы в ближайшее время готовы рассмотреть вопрос о внесении изменений в ряд федеральных законов, в том числе – «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Изменений потребуют и многие подзаконные акты.
Предстоит решить много важных вопросов: необходимо дать определение понятия деятельности по временному присмотру за детьми, установить требования к организациям и лицам, осуществляющим временный присмотр (отсутствие судимости, наличие медицинской книжки и др.). Кроме этого, требуется установить правила игровой комнаты и согласовать многие другие аспекты.
Безусловно, мы понимаем, что итоговое решение по вопросу о внесении изменений в законодательство целесообразно принять только после детального обсуждения с представителями родительского сообщества, бизнеса, экспертами, исполнительной властью.