Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Детсады — для всех, а математика — «по выбору»

18 февраля 2014, 14:59
В рамках комиссии по образованию и молодежной политике Мосгордумы состоялся ряд мероприятий, привлекших внимание общественности

И это понятно,  ведь рассмотренные темы касались самых, пожалуй, животрепещущих для семей, имеющих  детей, вопросов. Депутаты обсудили систему  комплектования детских садов и Единый госэкзамен. За разъяснениями и комментариями мы обратились к региональному координатору партийных проектов «Детские сады - детям» и «Модернизация образования», депутату Московской городской Думы – члену фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», председателю думской  комиссии по образованию и молодёжной политике Виктору Круглякову.

- Виктор Михайлович, общественность привыкла к тому, что если вопрос рассматривается и обсуждается, то либо что-то произошло, либо что-то обязательно должно произойти. К чему готовиться родителям детей дошкольного возраста? Что происходит с системой комплектования дошкольных учреждений города?

- Ничего не произошло и ничего плохого, надеюсь, не произойдет. В данном случае поводом для обсуждения стал плановый мониторинг ситуации. «Держать руку на пульсе» - стиль работы столичного парламента. Ведь каждый депутат представляет интересы до трех сотен тысяч москвичей. Большинство из них (да и мы сами тоже, кстати) являются «потребителями» услуг системы образования. Люди нам пишут, задают вопросы на приемах, обращаются за помощью. Мы оказываем им содействие и сигнализируем исполнительной власти, в данном случае Департаменту образования, о недоработках, проблемах или положительных моментах (такое тоже стало происходить). От представителей ведомства получаем информацию о том, что сделано, что планируется осуществить.

-  И что же удалось выяснить в ходе мониторинга ситуации с детсадами в этот раз?  Сегодня каждая московская семья, имеющая ребенка трех лет и обратившаяся за местом в детском саду, обеспечивается им незамедлительно. Места детям младшего дошкольного возраста предоставляются в максимально короткие сроки. Более того, с этого года дети, достигшие трех лет, будут зачисляться в детсады не со следующего сентября, как это было раньше, а в течение года. Отрабатывается новая система постановки детей на учет через портал учет через портал госуслуг или через окружные службы информационной поддержки. Программа делает все в автоматическом режиме. За родителями остается право выбора дошкольного учреждения в любом районе столицы, в том числе и не в районе регистрации. Еще требует отработки система межведомственного документооборота, но ее обещают наладить до конца текущего года.

- А что с группами для детей до трех лет? Говорят, что все ясельные группы упразднены в связи с тем, что столица выполняет поручение президента об обеспечении всех детей старше трех лет местами в детсадах.

- Москва выполняет поручение президента, но не за счет детей младшего дошкольного возраста. Давайте поговорим на эту тему «с цифрами в руках». На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения города посещают 426 тысяч детей, что, кстати, на 50 процентов больше, чем в 2010 году. Из них от трех до семи лет – 354 тысячи, от 2,5 до 3 лет – 35 тысяч, от 2 до 2,5 лет – 23,5 тысячи, от 1,5 до 2 лет – 12,5 тысячи, а от 0 до 1,5 лет – примерно одна тысяча малышей.

- Цифры говорят о том, что детей от трех до семи лет в детсадах почти в 5 раз больше…

 - И это нормально. Большинство родителей предпочитают воспитывать детей до трех лет все-таки дома. Но те, кто не может сидеть с ребенком три года или хочет водить возрастной категории работают группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки и т. д. Представители Департамента образования заверили нас, что количество групп не сокращается. Их хватает даже при отмечающемся ежегодном демографическом росте в 5 тысяч новорожденных. Несмотря на весь оптимизм ситуации, я обратил внимание представителей ведомства на то, что в тех районах столицы, где невозможно строительство новых образовательных учреждений, есть проблема с группами для детей младшего дошкольного возраста. В этих районах стараются развивать семейные детские сады, группы кратковременного пребывания, родителям предлагают места в детсадах близлежащих районов… Но этого недостаточно. Я предложил рассмотреть еще один вариант выхода из сложившейся ситуации – создать по одной-две группе для малышей в уже имеющихся детских садах. Должен отметить, что за последние годы Департамент образования совместно с правительством столицы провели колоссальную работу по обеспечению всех желающих москвичей местами в дошкольных образовательных учреждениях системы образования города. Уже одно то, что для нужд дошкольного образования в прошлом году построено 31 здание на 4965 мест, в этом году планируется возвести 37 зданий на 6745 мест, говорит о многом.

- Хорошо. Теперь о ЕГЭ. Вы предложили исключить математику из обязательных предметов для сдачи на Едином госэкзамене. Почему?

- Сегодня все 11-классники в ходе ЕГЭ сдают два обязательных предмета – русский язык и математику. Причем русский язык является обязательным при поступлении во все вузы страны, а математика – только в профильные. Вынося предложение на обсуждение, я руководствовался следующим. Во-первых, меня давно волновал вопрос: почему те ребята, которые в силу своего гуманитарного склада «провалили» математику, должны быть лишены возможности поступить, например, в театральный вуз? Во-вторых, чистота и честность ЕГЭ по математике. Если ты в принципе не можешь сдать математику, а сдать нужно, возрастает желание решить проблему каким-нибудь другим путем… И, последнее, входящее в нашу школьную жизнь профильное обучение, которое должно решить проблему перегрузки, позволить ребятам делать осознанный выбор, строить свою учебную и профессиональную траекторию, – еще один аргумент для того, чтобы сделать математику одним из предметов по выбору. Была ли ваша идея поддержана? Как ни странно, да. Причем ее поддержали, в том числе и учителя математики. Всем ясно, что речь идет не об отмене экзамена по математике и не о том, что предмет «необязательный» для изучения. Без сомнения, математика является неотъемлемой частью практически всех сфер современной жизни, нужна в любой профессии и любой деятельности. Ее надо изучать и сдавать экзамен. Можно сдать его по окончании 9-го класса, поскольку необходимые для жизни математические компетенции ребята должны получать до конца 9-го класса, а в 10 - 11-м классах учащиеся имеют возможность выбрать для изучения и сдачи экзамена предметы, которые в будущем лягут в основу их профессиональной деятельности. На мой взгляд, этот подход улучшит общую математическую грамотность и позволит повысить уровень знаний и компетенций в области творческой, специализированной математики.

И как скоро это может стать реальностью?

Прерогатива принятия решений за федеральными властями. Мы можем выступить с инициативой. Скажу больше. Мне кажется, что будет правильным, если обязательной для сдачи ЕГЭ, наряду с русским языком, станет история России. Я глубоко убежден, что каждый выпускник нашей школы обязан знать историю своей страны, какой бы профессиональный путь он ни избрал.

Общественная приемная