Карта сайта
18 декабря 2019, 12:31

Карен Шахназаров: «Владимир Путин – удивительная фигура и выдающийся политик!»

Фото: Ирина Анненкова
Фото: Ирина Анненкова
На протяжении более 20 лет он является главным человеком на «Мосфильме». Российский режиссер, сценарист и кинопродюсер Карен Шахназаров о современной киноиндустрии, самом большом успехе «Мосфильма», политической обстановке в мире и роли Президента РФ для нашей страны – в эксклюзивном интервью пресс-секретарю МГРО партии «Единая Россия» Алине Ширяевой

– Вы главный человек на «Мосфильме»? Как сейчас поживает «Мосфильм»? Какие успехи? Чем похвалитесь?

Скажу сразу, что «Мосфильм» является унитарно-государственным предприятием, но при этом не получает никакого финансирования от государства с 1991 года, говоря проще, сами зарабатываем и сами вкладываем. Стараемся, развиваемся. Этот год был для нас особенно важен: мы закончили большое строительство гримерно-костюмерного комплекса, где теперь хранится порядка миллиона костюмов и всевозможных реквизитов. Идею проекта поддержало правительство и Администрация Президента. Подобного масштабного строительства на «Мосфильме», пожалуй, не велось с середины прошлого века. В данный момент продолжается возведение еще одного большого павильона – кинокомплекса. В нем будут четыре кинозала, а также сцена, где смогут проходить спектакли, концерты.

– Вы вступили в должность гендиректора «Мосфильма» не в самый лучший его период. Как удалось все восстановить и дать новый импульс к развитию?

Трудно сказать. Времена действительно были тяжелые, студия была в плачевном состоянии. Наверное, я понимал, что нужно делать и как. Для начала мы полностью модернизировали электрику, сумели наладить технические процессы. И сегодня могу с уверенностью сказать, что с технологической точки зрения «Мосфильм» ничуть не уступает ни одной киностудии мира, а, возможно, где-то и превосходит, включая и американские. Я сам много раз был на зарубежных киностудиях, в Европе ничего подобного даже близко нет.

– Как же Соединенные Штаты Америки?

В Америке большие студии, они похожи, но в определенных сегментах, я считаю, мы все-таки их превосходим.

В каких, например?

Ну, например, ни одна мировая студия звукозаписи не оборудована на столь высоком уровне, как наша. Кроме Warner brothers, конечно (Улыбается). Лучше студии в стране нет, если мне не верите, спросите у наших музыкантов. Достаточно сказать, что в ней писались Монсерат Кабалье, Ле Гран, Дмитрий Хворостовский. Более того, мы располагаем уникальной военно-технической базой в Алабино. Там только 34-к порядка 40 танков, а общее количество бронетехники около 200 единиц. Причем, вся техника на ходу.

Кто занимается технической поддержкой этой бронетехники?

В основном отставные офицеры, специалисты по военной технике, командующие подразделениями.

– А над чем сейчас работает главная кинофабрика страны?

У нас ежедневно записывается огромное количество известных всей стране телепроектов. Таких как «Голос», «Синяя птица», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» и другие. Всего около 100 проектов в год. Загрузка колоссальная. Кроме того, основная часть отечественных кинофильмов проходит через постпродакшн «Мосфильма» ( пост монтаж, запись музыки).

Карен Георгиевич, Вы часто бываете за рубежом, каким, на Ваш взгляд, сегодня видят российское кино там?

Не сказал бы, что российское кино сегодня отвечает тем требованиям, которым должно отвечать. Лично себя я считаю советским режиссером, так как родился, рос и воспитывался в СССР, поэтому могу сравнивать. Очевидно, что советское кино значительно превосходит с точки зрения художественных идей и своего веса в мире современное. И на сегодняшний день мы единственная киностудия в стране, сохранившая полную коллекцию старых фильмов, большая часть из которых и по сей день востребована за рубежом.

– Что же, по Вашему мнению, мешает современному кинематографу выйти на должный уровень качества советского кино?

Есть объективные причины. В 1991 году советское кино разрушили до основания. Я помню, снимал в 1995 году «Американскую дочь» – это была единственная картина, которая снималась в тот период. Было такое страшное время для отечественного кинематографа, когда многие вообще ушли из него. Для многих, оставшихся тогда без средств к существованию, те годы стали настоящей драмой. И то, что киноиндустрия «Мосфильма» за эти 20 лет восстановлена – это большой успех.

Разумеется, я сейчас не говорю о технической стороне. Очевидно, что в этом смысле современная киноиндустрия опережает советскую, потому что то оборудование тогда было в основном отечественное и уступало аналогам зарубежным. Другая причина, на мой взгляд, – отсутствие ярких художественных идей сегодня. В год у нас производится всего 100 фильмов. Для такой страны как Россия это очень мало. Для сравнения: СССР производил 250, Франция, где населения меньше в три раза, 400 фильмов в год.

Т.е. , чем больше мы будем производить, тем качество будет лучше?

Это проходил и Советский Союз, когда в 60-е годы резко нарастил производство картин с 10-15 до 250. В тоже время сейчас мы переживаем такой период, когда ушли от советской системы кинопроизводства, но еще не пришли окончательно к новой. Есть две системы работы – при участии и финансировании государства, и американская, когда отношения выстраиваются рыночные, где государство никак не задействовано в развитии кинематографа. Мы сейчас оказались ровно посередине, и это не очень хорошая для нас позиция. Нужно понимание, как дальше организовывать киноотрасль, при нынешней ее ситуации это пока сложно сделать.

– К слову, хозяйство у Вас большое: много чего сделано и предстоит еще сделать. Как удается совмещать должность гендиректора «Мосфильма» и режиссерскую деятельность?

Как-то удается. Ведь даже когда я снимаю фильм, я все равно занимаюсь «Мосфильмом». К счастью, сейчас у нас сложился хороший коллектив профессионалов, отличная команда. Но, тем не менее, все вопросы, так или иначе, замыкаются на мне, и их решение тоже остается за мной. Думаю, что специфика кинорежиссуры состоит в том, что все решения надо принимать быстро. Видимо, этот опыт проецировался и на мою работу руководителя «Мосфильма». Поэтому я стараюсь обычно быстро принимать решения.

– В последнее время Вы частый гость политических ток-шоу на телевидении. С чем это связано? Это желание выразить свою гражданскую позицию ? Или что-то другое?

Желание выразить гражданскую позицию, оно всегда есть. И как-то так сложилось, что меня стали приглашать на ТВ. Поскольку я вырос в семье политолога, то всегда интересовался политикой. Мне это небезразлично, поэтому, если есть возможность высказать свое мнение публично, на подобные приглашения откликаюсь.

– В нынешней непростой политической ситуации в мире и возросших оппозиционных настроений, как Вы считаете, единство нашей страны сохранилось? И в чем оно выражено, по Вашему мнению?

Если сравнить нынешнюю ситуацию с периодом 90-х, когда страна была на грани распада, то, безусловно, за последние 20 лет в нашей стране проделана огромная работа, выстроена политическая структура, создана партия «Единая Россия» в том числе – важная часть устойчивости общества. И с этой точки зрения, конечно, единство есть. Но, в то же время, как у любого большого государства, есть и опасность распада. Поэтому смысл в политике – сохранения целостности государства. И в этом плане у России, по-моему, в целом сегодня достаточно стабильная ситуация.

Если говорить об оппозиционности, то она всегда была, есть и будет. В Америке, например, оппозиционность еще более активно развита, чем у нас. Другой вопрос, что надо предвидеть тонкие места в государственном устройстве, чтобы эта самая оппозиционность не переросла в массовые движения. На самом деле серьезные катаклизмы происходят не тогда, когда студенты выходят на акции, а когда шахтеры.

– Какие вызовы, на Ваш взгляд, сегодня брошены нашей стране мировым сообществом? И в силах ли мы достойно дать отпор?

Если исторически смотреть, вызовы нашей стране были во все времена. Россия, как только прорубила окно в Европу, стала основным конкурентом Западу. Запад с того момента нас воспринимает как соперника: в силу нашей огромной территории, многонациональности, успешности. Надо понимать, что спокойной жизни никогда не будет. Поэтому необходимо ставить задачи и выигрывать.

– Говоря о Вашей фильмографии, конечно, нельзя не отметить, что немалое количество кинолент вышло в эпоху конца 80-х, начала 90-Х. Культовый фильм «Курьер» 1986 года, в котором Вы передали настроения молодого поколения тех перестроечных годов, а образ киногероя Ивана стал собирательным. Если говорить о днях сегодняшних, наша молодежь, какая она?

Как и в «Курьере» амбиции молодежи всегда были. Это нормально и нет ничего нового. Молодые люди приходят в этот мир отвоевать себе достойное место в нем. А взрослые, кто уже заняли свое место под солнцем, будут бороться за него – и в этом вечный конфликт. Главное, чтобы это не перерастало в крайние формы борьбы со сложившейся системой.

В одном из своих выступлений Вы как-то сказали: «Качество человеческого материала стало хуже». Что Вы имели в виду?

– Мне кажется, это проблема современной России. И тут я во многом согласен с историком Гумилевым. Тема пассионарности людей в те или иные времена очень точная. Я прожил жизнь и сам это видел. Даже когда я только пришел на «Мосфильм», поколение здесь трудилось послевоенное. Люди были готовы пожертвовать своей жизнью ради идеи. Нынешнее поколение совсем иное. Им это все чуждо, к сожалению.

– В 2018 году Вы были доверенным лицом Владимира Путина. На Ваш взгляд, в чем сила Владимира Путина как политика и лидера нашей страны? И в чем секрет его высокого рейтинга вот уже много лет?

Секрет в нем самом. Он совершенно удивительная фигура и выдающийся политик. И в этом смысле он как раз пассионарий. У него фантастическая работоспособность. И то, что он сумел в такой огромной и сложной стране создать нынешнюю политическую силу, фактически собрать страну заново, у меня вызывает только восхищение.

Возможно, кто-то его упрекнет, будто он охраняет свою власть. На что я отвечу: любой политик должен уметь сохранить свою власть. Это все равно, что говорить кинорежиссеру не снимать кино. Если политик не умеет сохранить власть, не способен создать систему, которая будет его поддерживать, то какой же он политик тогда? И то, что Владимир Владимирович на протяжении 20 лет сохраняет себя в первой роли – это его заслуга. Попробуйте вы! Не можете? Тогда не говорите. Одно дело, когда политик хочет сохранить власть ради власти, другое дело, когда власть – это инструмент, чтобы сделать то, во что веришь.

Очевидно, что наш Президент все это время претворяет в жизнь ту сверхзадачу, в которую он верит – скрепить Россию и не допустить распада. Самое большое достижение политика – умение правильно чувствовать развитие истории страны. И, на мой взгляд, Владимир Путин точно уловил ту тенденцию, в которой нужно двигаться. Это как в серфинге – важно поймать волну и идти вместе с ней. Это дар, талант.

– В том же году Вы также были доверенным лицом Сергея Собянина. Как преобразилась Москва за годы его руководства по Вашему мнению?

На мой взгляд, Собянин тоже типичный пассионарий. И Владимир Владимирович, если посмотреть, как раз и собирает вокруг себя команду пассионариев. Очень важно найти человека с волей, с принципами, идеями. Это самое сложное. Сергей Семенович человек идеи, и, как мы видим, на примере нашей столицы, ему удается вполне успешно их реализовывать.

– Какие у Вас взаимоотношения с Сергеем Семеновичем, бывал ли он гостем «Мосфильма»?

Бывал, много раз.

– Вы обладатель множества кино и государственных наград? Для Вас в чем заключается успех?

Конечно, награда – это приятное дело. Помню, когда на одном из кинофестивалей получал награду за «Курьера», рядом со мной сидел Федерико Феллини и гладил свой приз. Я его поздравляю, а он мне говорит: «Вы знаете, очень люблю призы».(Смеется). Но лично для меня успех – это не призы. А вот то, что мне удалось возродить «Мосфильм» без финансовой поддержки государства, я считаю успехом и горжусь этим. Мои картины, которые пересматривают, – тоже успех. Это то, что важно для меня.

– Можно ли сказать, что успех – это самовыражение себя? 

Нет. В самовыражении есть что-то эгоистическое, ведь человек живет не только для того, чтобы самовыражаться. Скорее в создании. И успех там, где ты что-то создаешь.

– Продолжите, пожалуйста, выражение. Карен Шахназаров на съемочной площадке, какой он?

Ну…(Задумался) Достаточно жесткий.

– Режиссер – это судьба.

– Кино должно быть разным и нести надежду.

– Любовьэто испытание.

– Дружба это тоже испытание.

– Самое главное для меня в жизни созидание.

– Больше всего в людях я ценю принципы.

 

Ключевые слова: интервью, Шахназаров, Ширяева
Ссылка для блогов