Законопроект о развитии креативных индустрий рекомендован к первому чтению
Законопроект вводит основы правового регулирования организации и развития в Российской Федерации креативных индустрий «как базового сектора креативной экономики» и устанавливает условия деятельности и господдержки субъектов креативных индустрий. Авторами инициативы выступили единороссы, в том числе первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, вице-спикер палаты Петр Толстой, председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко. Документ разработан для унификации на законодательном уровне правового регулирования в сфере креативных индустрий и во исполнение поручения Президента России Владимира Путина.
Сейчас в Российской Федерации действуют около 20 законов, регулирующих деятельность креативных индустрий, в том числе кинопроизводство, информационные технологии, архитектуру. Правоприменение в сфере креативных индустрий по видам деятельности распределено между более чем 10 органами исполнительной власти. В законопроекте предлагается закрепить понятие «креативные индустрии», под которым понимается экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, распространением и реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью. Под креативным продуктом понимается результат интеллектуальной деятельности, а также продукция, услуги, работы, стоимость которых в значительной степени обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. В законе также предлагается закрепить понятия «субъекты креативных индустрий», «креативный кластер» и «меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий».
Законопроектом определяются виды креативных индустрий. Это могут быть креативные индустрии, связанные с использованием историко-культурного наследия. К таким видам относятся, например, народно-художественные промыслы и ремесла, деятельность галерей и прочее.
Еще один вид креативных индустрий связан с созданием и использованием произведений литературы и искусства, в том числе драматических, хореографических, музыкальных, фотографических произведений и произведений изобразительного искусства, а также результатов исполнительской деятельности.
Третий вид креативных индустрий связан с использованием информационно-телекоммуникационных технологий - обработка данных и разработка программного обеспечения, создание компьютерных игр и видеоигр, реклама, издательское дело, а также деятельность СМИ.
Четвертый вид креативных индустрий - прикладное творчество, под которым предлагается понимать создание и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, а также дизайн, архитектуру и гастрономию. Кроме того, к креативным индустриям также могут быть отнесены и другие виды творческой деятельности, определенные Правительством Российской Федерации.
Документ также предполагает создание единого реестра субъектов креативных индустрий, в который войдут сведения о физических и юридических лицах, а также об индивидуальных предпринимателях, которые соответствуют критериям субъекта креативных индустрий. Порядок формирования и ведения такого реестра установит Правительство Российской Федерации.
Законопроект также предлагает закрепить полномочия Правительства Российской Федерации и органов государственной власти в сфере креативных индустрий, а также прописать особенности господдержки субъектов креативных индустрий. Так, меры господдержки могут предоставляться субъектам креативных индустрий, если они зарегистрированы на территории Российской Федерации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого, работают в РФ, осуществляют один из установленных видов креативных индустрий и включены в реестр.
Законопроект планируется к рассмотрению на пленарном заседании Госдумы 28 ноября.