Закон о «наливайках» ликвидирует лазейку, которой недобросовестные предприниматели пользовались для обхода запрета на ночную торговлю алкоголем
Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:
«Законопроект «О внесении изменения в Закон города Москвы № 29 «О торговой деятельности в городе Москве» внесен на рассмотрение столичного парламента фракцией партии «Единая Россия», постоянным депутатским объединением «Моя Москва» и депутатом Андреем Медведевым.
Законопроект был разработан в соответствии с Федеральным законом № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», вступившим в силу 5 мая.
Согласно федеральному закону субъекты Российской Федерации получили право устанавливать дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Закон направлен на борьбу с так называемыми «наливайками» – точками продажи алкоголя на вынос, маскирующимися под кафе. Мы занимаемся проблемой «наливаек» уже больше года. Осенью 2019 года по инициативе фракции «Единая Россия» в Мосгордуме провели круглый стол по вопросу «наливаек» с участием предпринимателей, чтобы обсудить с ними, какие правовые механизмы позволят ограничить работу псевдокафе и при этом защитить честный бизнес.
Получили экспертные мнения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве, представителей Московской торгово-промышленной палаты. Обобщив предложения, мы подошли к разработке московского закона о «наливайках» очень взвешенно. Нашим законопроектом мы не вводим никаких дополнительных ограничений работы заведений общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Так же, как и в федеральном законе, для розничной торговли алкоголем в таких местах московским законом устанавливается минимальная площадь зала для обслуживания посетителей – 20 квадратных метров.
Почему необходимо принять московский закон, если уже принят федеральный?Напомню, что согласно новому федеральному закону Москва как субъект РФ вправе устанавливать свои правила розничной продажи алкоголя в заведениях общепита в жилых домах и (или) на прилегающих к ним территориях. Если мы сейчас не примем городской закон, то оставим бизнес в подвешенном состоянии, в опасениях, что Мосгордума планирует ввести какие-то дополнительные ограничения. Особенно учитывая, что некоторые другие регионы планируют установить до 50 квадратных метров в качестве минимальной площади зала обслуживания посетителей.
Приняв наш городской закон, мы гарантируем московским предпринимателям, что для них минимальная площадь будет 20 метров. Это будет закреплено и в федеральном законе, и в московском. Вместе с тем мы ликвидируем лазейку, которой пользовались недобросовестные предприниматели для того, чтобы обходить запрет на ночную торговлю алкоголем.
По предварительной оценке, действие федерального законодательства и городского закона может коснуться от 40 до 100 объектов общественного питания в Москве. Это именно те заведения, которые не могут полноценно обслуживать посетителей, не имея площади для этого, а значит, являются скорее точками продажи алкоголя на вынос. По законопроекту даны положительные заключения Прокуратуры города Москвы и Государственно-правового управления Аппарата Мосгордумы. Комиссия по безопасности, спорту и молодежной политике вчера рассмотрела и поддержала данный проект закона».
Представитель Мосгордумы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия» (в Мосгордуме):
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:
«Рассматриваемый вопрос – очень важный и очень непростой. Стояла задача найти «золотую середину» – соблюсти интересы жителей многоквартирных домов, добросовестных предпринимателей и потребителей тех услуг, которые они предоставляют.
Не стоит забывать также, что развитая сеть общественного питания является важным фактором туристической привлекательности столицы. Считаю, что в законопроекте, предложенном в развитие федерального закона, мы нашли необходимую «золотую середину». Фракция партии «Единая Россия» проголосует «за» законопроект и в первом, и во втором чтении».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«Проблема так называемых «наливаек» в жилых домах сегодня решается комплексно – на всех уровнях. Новый Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», подписанный Президентом РФ в апреле, ограничивает продажу алкоголя в кафе, ресторанах, магазинах, размещенных в жилых домах, если их площадь менее 20 квадратных метров.
Перед субъектами РФ стоит важная задача: с учетом требований федерального законодательства обеспечить общественный порядок и правила торговли. Внесенные изменения в Закон «О торговой деятельности в городе Москве» основаны на нормах федерального законодательства. То есть розничная продажа алкогольной продукции в точках общепита, расположенных в многоквартирных домах или на прилегающих к ним территориях, допускается только в том случае, если у них есть зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров. Законом устанавливается порядок определения площади зала обслуживания.
Вводимые нормы будут способствовать профилактике правонарушений, так как «наливайки», продающие по ночам алкоголь, сейчас вызывают огромную обеспокоенность у москвичей – жителей первых этажей, которые больше всего страдают от небольших полулегальных «рюмочных» в своих домах».
Депутаты Мосгордумы большинством голосов приняли Закон города Москвы «О внесении изменения в Закон города Москвы № 29 «О торговой деятельности в городе Москве».