Юрий Кара: «Бог даёт талант, а ты должен его вовремя разглядеть и развивать»
– Юрий Викторович, скажите, пожалуйста, Вы мечтали стать режиссёром с самого детства?
– В детстве я мечтал быть капитаном дальнего плавания, посмотреть весь мир, но, к сожалению, у меня оказались проблемы со зрением, меня не взяли в мореходку. Мой двоюродный дедушка – капитан первого ранга, был в Ленинграде, герой войны. Я с гордостью тогда носил его мундир с огромным количеством орденов и медалей, представлял, что я тоже плаваю по морям. Моя судьба распорядилась так, что первый же мой фильм «Завтра была война» вызвал большой интерес, и тогда мне удалось побывать во многих странах мира: и в Америке, и в Японии, также во Франции, Испании, Германии, Индии. Посмотрел мир не капитаном корабля, а «капитаном» съёмочной группы.
– Исходя из Вашей профессии, смею предположить, что Вашим любимым предметом была литература?
– В школе я вообще занимался только физикой и математикой, был победителем областной олимпиады по физике, о литературе и речи быть не могло, но Бог даёт талант, а ты должен его вовремя разглядеть и развивать. Когда я уже учился во ВГИКе, я прочёл весь список литературы и отечественной, и зарубежной. Вы знаете, гуманитарное образование – это очень хорошая вещь, которая даётся от древней литературы до наших дней. Системное образование – это очень важно. Вы узнаёте, как развивалось человечество, как развивалось искусство, это очень важно и безумно интересно, между прочим.
– Как Вы поняли, что быть кинорежиссёром, сценаристом – Ваше призвание? Что стало толчком?
– Дело в том, что это такая профессия, которая требует жизненного опыта и умения руководить коллективом. Например, Эльдар Рязанов окончил институт в 20 лет, после этого он 10 лет всё равно работал на студии документальных фильмов на Дальнем Востоке, а режиссёром стал гораздо позже. Я тоже сначала окончил институт стали и сплавов, получил инженерное образование, но всё равно профессия это влекла, так интересовала, что я уже написал кандидатскую диссертацию, но поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Уже будучи взрослым человеком, я серьёзно отнёсся, и сразу мой дипломный фильм «Завтра была война» стал дебютом и вышел на экран, получил огромное количество гран-при на самых различных фестивалях.
– Фильмы на какую тематику Вам больше всего нравятся?
– В этом смысле я как раз хотел бы быть разносторонним, потому что когда люди начинают снимать одно и тоже, допустим, детективы, они становятся ремесленниками. То есть все фильмы уже похожи один на другой. А так каждый раз для тебя – открытие. Какой-то жанр тебе больше нравится, какой-то меньше. У меня впереди осталась ещё сказка, хотя кто-то считает, что «Мастер и Маргарита» - это сказка. Тем не менее, каждый раз хочется что-то новое открывать и не зацикливаться на каком-то одном жанре.
– То есть у Вас нет предпочтений в жанрах?
– Я люблю и биографические фильмы, и боевики, и драмы типа «Завтра была война», «Королёв».
– Какую кинокартину своего авторства Вы считаете лучшей?
– «Завтра была война», но я не считаю, что она лучшая, она недооценённая. Многие потом говорили, что фильм надо было посылать и в Канны, и на Оскара, а фильм «Мастер и Маргарита» успел посмотреть Жоэль Шапрон (он как раз отбирает фильмы на Каннский кинофестиваль). Мы 6 лет его отсылали, но он так и не прошёл. Я думаю, что эти два фильма вполне могли бы получить «Оскар».
– Есть ли у Вас любимый фильм другого автора?
– «Тихий Дон», «Интерстеллар» мне очень понравился. Он умный, во всех отношениях замечательный фильм.
– Что для Вас быть режиссёром?
– Профессия режиссёра состоит из двух частей: сначала надо придумать фильм, а потом его реализовать – снять. И вот когда я учился, выдумщиков было много, а пойти и снять, воплотить не у всех это получается. Первое образование у меня техническое, и это очень сильно помогает. Если вы из физики помните про последовательное соединение проводников, то у нас также – всё должно работать, всё случится в один момент. Если актёр не пришёл, то съёмка не состоялась, грим не сделали – нельзя снимать, костюм не привезли – нельзя, камера не работает, плёнку не привезли… В общем, всё должно работать, а ты как компьютер держишь всё в голове, потому что обязанность режиссёра – всё организовать. Это как в организме сердце.
– Что самое сложное в Вашей профессии?
– Сейчас, как выясняется, найти денег на проект. К сожалению, есть и идеи, их много, и актёры, которые готовы их реализовать, и операторы, и художники, но вот с финансированием тяжело. Хотелось бы получать не один миллион на производство фильма и один на продвижение. Я думаю, что законодательно должны разрабатывать законы, которые поддерживали бы отечественного производителя и давали экранное время, чтобы показывали фильмы в приемлемое время, а не в 3 часа ночи. Это нужно поддерживать законодательно. Это первое.
А второе, кинематограф в советское время возвращал много денег, и это было потому, что в то время было 27 тыс. кинотеатров. В Америке сейчас 45 тыс., тогда как в России сейчас меньше 5 тыс. То есть нам надо ещё хотя бы в пять раз увеличить количество кинотеатров. Когда будет действительно сделана сеть, тогда будут вкладывать и частники, а сейчас фильмы все практически не окупаются потому, что нет достаточного количества кинотеатров, нет возвратной базы.
– С чем связано то, что кинотеатры закрываются?
– Это было в 90-е годы. Нас тогда подбила Америка, сразу задавила. Фильм стоил 300 тыс. долларов, и столько же надо было получить от прокатчика, чтобы хотя бы отбыть то, что ты вложил. А когда открыли в 90-м году рынок, американцы стали предлагать свои картины за 10 тыс. долларов. Естественно, нашим кинотеатрам всё равно, какой-то «вандамовский» старый боевик проще купить, на него пойдёт народ, а потом кинотеатры начали забирать под магазины и, к сожалению, именно это и погубило.
– Сколько у Вас уходит времени, начиная с первого дня создания фильма до его выпуска?
– Полтора-два года. Некоторые дольше, но, например, «Воры в законе» мы быстро сняли, а «Мастер и Маргарита» мы готовили года полтора, потом снимали почти год, год монтировали, то есть почти три с половиной года ушло.
– И всё это каждый день?
– Не каждый конечно, но каждый день думаешь, представляешь, но про всё другое совершенно забываешь. Бывает, что родные обижаются, что ты где-то витаешь в мыслях.
– А как Вы выбираете названия для своих фильмов?
– Когда как. Допустим, если книга называется «Мастер и Маргарита» или «Завтра была война», то так и оставляю, а вот у Искандера повесть называлась «Чегемская Кармен», и для меня это была история самой Кармен с Анной Самохиной, но прокатчики попросили для большей кассы назвать его «Воры в законе», я согласился, хотя в принципе снимал «Кармен».
– Зачастую, творческие люди сталкиваются с творческим кризисом. В Вашей жизни это было или творческий кризис Вас ещё не достиг?
– Был кризис, когда в 90-е годы кино рухнуло, а какую-то дешёвку не хотелось снимать, и я думал, что уже действительно проклят на веки, потому что в 1994 году я закончил «Мастер и Маргарита» и до 2000 года ничего серьёзного не удавалось снимать, хотя я пытался. Снимал рекламу, Ералаш, то есть около профессии. Выходит, что кризис был не творческий, а финансовый.
– Откуда Вы черпаете вдохновение?
– Я черпаю вдохновение из книг. Практически все мои фильмы – это литературные произведения. Некоторые режиссёры говорят, что любой фильм он о себе. Так, Феллини говорил: «Даже если я буду снимать о рыбе, я буду снимать о себе». А я не гнушаюсь мудрости других людей, что в принципе, каждый человек в жизни может написать одну книгу о себе, о своей жизни, в книгах мудрость разных людей. Так я начинал с Бориса Васильева, потом с Фазилем Искандером, потом с Булгаковым имел дело, но и тем не менее некоторые проекты не состоялись.
– Идеальный герой. Какой он для Вас?
– Я давно хотел поставить этот фильм – «Идиот» Достоевского. Сам Достоевский считал, что в истории человечества три идеальных героя: Иисус Христос, Дон Кихот и Князь Мышкин. И объяснение этим образам есть заключение к роману «Дон Кихот», когда Сервантес пишет, что такого человека как Дон Кихот не было, но Был Дон Кихоне Добрый. Я точно знаю, что добрый человек в наше время выглядит идиотом. И вот такого человека хотелось бы показать и мне.
– Что мешает?
– Не получается. У Тарковского не получилось. Я сам 50 раз уже перечитал «Идиота», но вот некоторые вещи как запрет. Одни – легко, как «Мастер и Маргарита», а другие… Я уже и бросал, но потом брал себя за шкирку и говорил себе: «Давай снимай!». А некоторые, как не старайся, ничего не получается. Сейчас или не пришло время, или опять же нужны актёры соответствующие.
– Есть какие-то приметы, в которые в вашей среде верят, придерживаются?
– Как таковых нет. Ни в коем случае нельзя щёлкать семечки на площадке, потому что это операторский брак. Хотя некоторые актрисы всё равно себе позволяют, особенно есть снимают где-то не в Москве.
– Как Вы относитесь к нынешнему русскому кино?
– Не очень хорошо, но сам всегда поддерживаю. Как академик «Золотого орла» могу сказать, что, когда в конце года присылают все фильмы, конечно, мало из них я могу поддержать. Тем не менее есть много фильмов, которые очень интересные, но не доходят до экранов. Когда была встреча доверенных лиц с президентом, я говорил: «Вы проводите год Франции или Испании в России, а давайте покажем российские фильмы в России и проведём год России в России». Проблема в том, что кинотеатры считают отечественные фильмы не кассовыми, для каналов это не формат. А на самом деле есть такие фильмы, которые заставляют задуматься и на самом деле интересные. Хоть и объявляли год кино, я не доволен. Мне казалось, что его нужно больше молодым посвятить. Раньше в год выходило 50 картин, сейчас 2-3 дебюта. В год кино, я считаю, надо было 100 дебютов сделать, а то сейчас это очень-очень мало.
Я сейчас преподаю во ВГИКе, учу тех, кто получает уже второе образование. Среди моих студентов много очень умных людей, но кино – вещь дорогая, нужно убедить Министерство культуры, чтобы тебе доверили постановку, выделили финансирование. Мы теряем много талантов из-за того, что молодёжи не даём где развернуться.
– Почему не показывают хорошее фундаментальное кино, с чем это связано? Рейтинг современных отечественных фильмов 2-3, а зарубежное имеет рейтинг и 7, и 8. И не понятно почему фильмы привозят, у нас же такое наверняка тоже делают, но почему это не выходит?
– Не выходят. Некоторые проекты – это перепевы, при чём это какие-то вторичные фильмы либо советских времён (например, «Кавказская пленница 2»), либо украденные сценарии американских фильмов, дёшево снятые. Могу сказать про США, где есть специальные кинотеатры, а которых показывают нормальные умные фильмы. Да, есть развлекательные, как они говорят: «Для тех, кто жуёт попкорн», для других фильмов у них сеть кинотеатров. У нас в России такого нет. Считают, что на фильмы ходят только подростки. Но есть темы, которые всем интересны. Подросткам тоже нужно давать какую-то пищу, и не обязательно показывать в кинотеатрах фильмы только для них.
– Юрий Викторович, скажите, поддержали бы Вы инициативу о создании сети кинотеатров, где показывали бы хорошие фильмы российских режиссёров? Может нам стоит воплотить эту идею в жизнь?
– Да, это хорошая идея. Хорошие фильмы сейчас показывают только в «Доме Кино». Так обычный зритель не знает, куда ходить. Так же есть московский прокат, они подчиняются правительству, с ними надо работать. Проблема современных кинотеатров в том, что достойное кино показывают реже, чем то, что приносит прибыль. Так, сеансы на хорошие фильмы есть в 7 утра и в 3 ночи. По факту, фильмы показывают, но люди в такое время не ходят.
– Сейчас многое перешло на Интернет-ресурсы, в том числе и кинематограф. Как Вы думаете, помогает ли это кино или нужно показывать фильмы только в кинотеатрах?
– Это на самом деле работает, просто у нас же не привыкли платить. К сожалению, это пережитки советского времени. Сейчас же мы платим за кабельное телевидение, а раньше стоимость телевидения входила в стоимость телевизора. Допустим, 200 рублей стоил телевизор, и оплатили вы 300 рублей, а потому что вы оплачивали расходование и телевидения. И все думали, что оно бесплатное, а оно не бесплатное, но оно входило в стоимость. Народ не привык сейчас платить. Но если посмотреть с другой стороны, есть разные фильмы, и кинотеатры предпочитают кино как зрелище, а маленький экран нужен для мелодрам, комических ситуаций, короткометражек. То есть вы получает чистую информацию. Именно большие фильмы, типа «Аватар», дома можно посмотреть, но ты ничего не разглядишь. Поэтому есть два направления в развитии кино: чисто информация – домашняя история, или зрелище, которое стоит действительно больших денег, вложений. Я, конечно, за зрелище, чтобы зритель максимально входил в фильм. Режиссёры хотят, чтобы зритель максимально полюбил героя, тогда фильм нравится, а когда видишь картонные декорации, кино становится непотребным.
– Как Вы относитесь к современным критикам и их критике?
– Естественно плохо, потому что критикуют, доброе слово от них никогда не услышишь, но с другой стороны, у нас профессия подразумевает, что режиссёра кормят ноги. Захочешь проект – сам всё делаешь, ищешь деньги, никто тебе не приносит, не предлагает, ты всё сам. Чтобы быть в форме, чтобы не жиреть, как раз для этого и нужны критики, которые тебя подгоняют, и ты всё-таки видишь свои недостатки и попытаешься учесть в следующих фильмах. Хотя, конечно, каждый раз это болезненно, не все выдерживают. Критика нужна, но грамотная, не огульная.
– Какая награда для Вас самая ценная?
– Все. Когда я снял «Завтра была война», тогда на тему сталинских репрессий вообще невозможно было говорить. Фильм ещё года полтора не выходил. После этого Министерство обороны присудило ему приз золотую медаль имени Александра Довженко, как за лучший фильм на героико-патриотическую тематику. Конечно, эту медаль я с гордостью ношу, потому что первый знак, первая премия.
– Вы сейчас работаете над каким-то фильмом?
– Вообще-то после «Мастер и Маргарита», я стал слишком суеверным, не рассказываю, но так уж случилось, что собрался снимать и показали мою встречу с министром обороны Сергеем Шойгу по некоторым каналам и объявили какой фильм я хочу снять, поэтому могу сказать. Это героический подвиг русских моряков во время русско-турецкой войны 1829 года. Наши три маленьких корабля пошли в разведку и нашли 16 кораблей турецкой эскадры, развернулись, два сумели уйти, а один последний – «Брик Меркурий» – настигли два огромных турецких линкора. Это история о находчивости и героизме. Шойгу лично пообещал поддержку.
– Вы член партии «Единая Россия». Расскажите, как Вы пришли в политику и что для Вас значит быть членом Партии?
– Мой мастер Сергей Апполинарьевич был депутатом Верховного Совета, и нас настраивал, что наши фильмы будут смотреть миллионы, нужно учитывать, что наше слово ценно. Во-первых, нужно относиться к этому очень требовательно, чтобы лишнего не сказать, а с другой стороны, понять, что наша профессия дала возможность говорить. Со своей стороны, свои слова я рассматриваю не как голословную критику, а как возможность достучаться до руководства страны каким-то образом, чтобы мои слова услышали. Действительно, я смог поучаствовать в годе кино, и Фонд кино, как я предложил, теперь строит кинотеатры.
– И напоследок, какой совет Вы бы могли дать людям, кто любит и хочет смотреть хорошее кино, но зачастую в кинотеатрах не могут найти стоящие фильмы?
– Мастер в романе Булгакова говорил: «Я хотел посмотреть весь мир, а сижу в своём подвале, пишу, но ничего, собственно, и не видел». Тем не менее, нужно понимать, что жизнь очень коротка, всё посмотреть и узнать не успеешь, а книги как раз помогают расширить своё сознание. Кино ещё не достигло той глубины и полёта фантазии литературы, хотя много чего сделано технически, но тем не менее, конечно, литература остаётся самой глубокой и самой широкой кладезю знаний. Поэтому, конечно, надо читать, несмотря на то, что у нас такое быстрое время, нужно находить время и получать от этого удовольствие.