Высокий уровень социальных расходов и стабилизация городской экономики – итоги исполнения бюджета Москвы за 2021 год
Комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике рекомендовала к принятию проекты законов города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2021 год» и «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год».
Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:
«Представленный документ надо рассматривать в контексте событий, которыми характеризовался отчетный период. Напомню, что в 2021 году продолжались меры по укреплению системы столичного здравоохранения, профилактике устранения последствий коронавирусной инфекции, осуществлялась поддержка медработников, выделялись дополнительные средства на оказание плановой медицинской помощи населению и другие важные мероприятия.
При этом динамика основных параметров социально-экономического развития в 2021 году в целом свидетельствует о стабилизации экономики Москвы к допандемийному уровню: отмечался более быстрый темп восстановления по сравнению с прогнозируемым значением, наблюдался рост объемов производства основных отраслей реального сектора, потребительского спроса, снижение безработицы и рост реальной заработной платы. Объем валового регионального продукта города Москвы в сопоставимых ценах по отношению к 2020 году увеличился на 4,2% и по итогам 2021 года составил свыше 23,2 млрд рублей. Здесь положительная динамика обусловлена восстановлением экономической активности во всех основных секторах экономики города после снижения в 2020 году.
Но самое главное – насколько удалось решить те задачи, которые были поставлены перед городом. И здесь следует отметить, что удалось не допустить ухудшения экономических показателей, в первую очередь, доходов населения и деловой активности. И это видно из представленного документа – фактическое исполнение доходов почти на 18% превышает утвержденный законом объем поступлений.
Исполнение расходов составило 103%, причем 58% – это социальные расходы, очень высокий показатель по сравнению с другими периодами! А это значит, что все социальные обязательства перед москвичами исполнены».
Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских:
«Заключение на проект закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2021 год» подготовлено на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона города Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», Закона города Москвы «О Контрольно-счетной палате Москвы», Плана работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2022 год с учетом положений Стандарта 3.4. «Экспертиза проекта закона об исполнении бюджета города Москвы».
Внесенный для рассмотрения законопроект соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и города Москвы по составу и содержанию (включая представленные одновременно с ним документы и материалы) и срокам представления, сформирован на основании полученных от главных администраторов доходов бюджета города Москвы, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы, главных распорядителей и получателей бюджетных средств материалов.
Факты несоответствия показателей законопроекта и представленных одновременно с ним документов и материалов показателям годового отчета об исполнении бюджета города Москвы; годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств; данным, полученным в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; данным годовых отчетов о выполнении государственных программ города Москвы за отчетный финансовый год не установлены.
По результатам экспертизы Контрольно-счетной палаты Москвы отмечаем отсутствие необходимости корректировки показателей данного законопроекта».
Рассмотрев проект закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2021 год», комиссия МГД по экономической и социальной политике рекомендовала Московской городской Думе принять указанный законопроект в первом чтении и при отсутствии поправок – в целом.
В ходе заседания комиссия также рассмотрела и одобрила проект закона «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год».
Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»:
«Финансирование программы «Столичное здравоохранение» складывается из двух источников – бюджета Москвы и средств самого Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. Общий объем расходов в 2021 году с учетом средств МГФОМС по государственной программе «Столичное здравоохранение» составил более 898 млрд рублей.
Оценивая представленный законопроект, можно сделать уверенный вывод о том, что все обязательства Фондом выполнены в полном объеме для оказания качественной медицинской помощи, в том числе для лечения коронавирусной инфекции, прохождения углубленной диспансеризации лицами, которые переболели ковидом, оказания высокотехнологичной помощи.
Безусловно, я поддерживаю законопроект «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год».
Член комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Стебенкова, фракция партии «Единая Россия»:
«Бюджет Фонда формируется из федеральной субсидии, городской, других межтрансфертных платежей. Все они поступили в полном объеме, поэтому никакого дефицита нет.
Как было отмечено в докладе, расходы МГФОМС соответствуют намеченным планам. Таким образом, считаю, что программа выполнена, несмотря на то, что 2021 год был непростым и мероприятия, связанные с ковидом, были затратными.
Здравоохранение Москвы выдержало серьезный экзамен, помощь москвичам оказывалась, мы можем утвердить отчет Фонда и проголосовать за решение комиссии поддержать исполнение бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«На заседании комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике рассмотрели проект закона «Об исполнении бюджета города Москвы за 2021 год». Его расходная часть составила 3 трлн 445,7 млрд рублей, доходная – 3 трлн 335,6 млрд рублей.
2021 год уже справедливо называют «годом восстановления» для Москвы. В непростой период пандемии столичные власти продолжили эффективно бороться с COVID-19, спасать жизни москвичей, поддерживать экономику и сохранять рабочие места. При принятии бюджета на 2021 год была сохранена его высокая социальная направленность, и в итоге все обязательства перед москвичами исполнены в полном объеме.
Согласно отчету расходы на социальную сферу составили 1 трлн 995,8 млрд рублей, или 58% от общего объема. Сюда также вошли меры поддержки, развитие образования, здравоохранения, спорта. Основным приоритетом стала помощь наиболее уязвимым категориям – семьям с детьми и москвичам преклонного возраста. Напомню, что в 2021 году в том числе была повышена величина городского социального стандарта пенсии, она составила 20 222 рубля. Всего на поддержку старшего поколения в 2021 году было направлено 395,4 млрд рублей.
Отдельное внимание уделялось здравоохранению. С учетом бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на эту сферу были направлены беспрецедентные 898,3 млрд рублей. В городе была создана полноценная система и инфраструктура по борьбе с пандемией. При этом были реализованы и плановые медицинские мероприятия. Эта информация прозвучала в рамках отчета «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год».
Общими усилиями мы справились с серьезными вызовами. Быстрые темпы восстановления экономики Москвы, усиление деловой активности, рост заработных плат, снижение безработицы были обеспечены за счет общей антикризисной политики Правительства Москвы. Решающую роль сыграли меры поддержки, субсидии, налоговые льготы и займы, которые были направлены на стимулирование развития промышленного и инновационного потенциала города.
Уверен, что позитивный опыт работы над столичным бюджетом-2021 мы учтем при работе над главным финансовым документом на 2023 год. Наша стратегия позволит и дальше справляться с новыми рисками. А задача остается прежней – в приоритете социальная составляющая».