В столичном парламенте активизируют работу по совершенствованию городских законов, защищающих права жителей на тишину и комфортную акустическую среду
Участники обсуждения высказались за запрет звуковой рекламы вблизи жилых домов, а также предложили разработать мобильное приложение, с помощью которого москвичи смогут передавать сообщения о нарушениях тишины.
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:
«Круглый стол проходит по инициативе фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме и постоянного депутатского объединения «Моя Москва». По большому количеству писем и обращений, поступающих от москвичей, видно, что нарушение комфортной акустической среды в городе остается острой и актуальной темой.
Она включает целый круг вопросов, связанных с шумом от строек, деятельности объектов общепита и торговли на первых этажах жилых домов, неподобающего поведения или неурочного ремонта в квартирах и подъездах, а также от рекламных кампаний. Все это напрямую касается безопасного и комфортного проживания в городе.
Проблема связана с необходимостью совершенствования как московского, так и федерального законодательства. В этом вопросе надеемся на предложения Министерства юстиции РФ по Москве о том, как оптимизировать правовую базу. Свои предложения выскажут и представители Федеральной антимонопольной службы. Нам важен взгляд специалистов на проблему акустической рекламы.
В круглом столе также принимают участие уполномоченные органы исполнительной власти города, правоохранители. Все предложения будут учтены в итоговой резолюции».
Председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников, фракция партии «Единая Россия»:
«Остановлюсь на нормативной базе в сфере обеспечения тишины, которой на данный момент недостаточно. В разной степени готовности находится ряд столичных законопроектов, которые необходимо как можно быстрее принимать.
Во-первых, необходимо ввести администрирование норм Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в отношении предприятий торговли на первых этажах многоквартирных домов. Речь о ресторанах и кафе, особенно о кальянных и организациях, проводящих мероприятия в ночное время. Нам для наведения порядка здесь даже не нужно МВД. Мы вполне можем использовать имеющиеся структуры, уполномоченные Правительством Москвы, для того, чтобы разбираться с нарушителями тишины и штрафовать.
Уверен, если проверяющий придет несколько раз, поведение собственника или арендатора изменится. Законопроект подготовлен фракцией партии «Единая Россия» в Мосгордуме и постоянным депутатским объединением «Моя Москва». Нам надо переходить к стадии его активного продвижения внутри столичного парламента.
Неоправданно долго обсуждается второй документ, который касается заключения соглашения между Правительством Москвы и ГУ МВД России по городу Москве. С 1 июля 2014 года полиция применяет только федеральное законодательство. Наши коллеги из Минюста ведут работу по созданию нового федерального КоАП. Административные нарушения в сфере тишины планируется поднять на федеральный уровень. В таком случае полиция получит документ прямого действия, чтобы разбираться с нарушителями тишины.
Но в данный момент для того, чтобы полиция работала по московскому КоАП, необходимо соглашение со столичным Правительством. Для этого нам нужно активизировать работу по передаче соответствующих полномочий городу. Необходимо во втором чтении принять соответствующий законопроект».
Александр Семенников отметил, что необходимость в разработке третьего документа возникла в период пандемии, когда проблема тишины в многоквартирных домах проявилась наиболее остро.
«Сейчас вопрос урегулирован Указом Мэра Москвы, в котором учтены предложения фракции «Единая Россия». Теперь нам надо предложить законодательные меры – рассмотреть иные возможные периоды длительного пребывания граждан дома, например, в новогодние праздники, когда могут быть установлены более продолжительные часы тишины.
Также можно передать полномочия управляющим компаниям, которые по заявлениям собственников могут взаимодействовать с нарушителями тишины. Нужно облегчить логистику взаимоотношений гражданина с органами, регулирующими поддержание тишины. Сейчас жители зачастую не знают, куда звонить», – добавил он.
Еще один вопрос, который предстоит решить в рамках законодательных мер или рекомендаций исполнительной власти, – запрет звуковой рекламы под окнами жилых домов. «Несколько лет назад была убита женщина, которая занималась такой рекламой. Поступали жалобы, но полиция не находила правовых оснований для вмешательства. И в результате все закончилось трагедий. Нужно решить, какие барьеры здесь установить. Может быть, запретить акустическую рекламу на расстоянии меньше 300-500 метров от жилого дома», – предложил председатель комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам.
Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»:
«Окружающие нас звуки могут быть по-настоящему лечебными: звук морского прибоя, лесного дождя и соловьиные трели. А могут быть разрушительными для здоровья человека.
Вспомним произошедшую несколько лет назад трагедию с девушкой-промоутером в Люблино. Каждый из коллег по депутатскому корпусу может рассказать о множестве обращений граждан, жизнь которых становится невыносимой из-за негативного акустического воздействия.
Безусловно, на здоровье и жизнедеятельность человека шум оказывает огромное влияние. Даже когда он невелик, он создает значительную нагрузку на нервную систему человека.
Особенно актуальными эти проблемы стали в период самоизоляции. Во время длительных самоограничений, на «удаленке» или дистанционном обучении, у многих особенно обострилось восприятие звукового дискомфорта. Даже люди с вроде бы крепкими нервами стали обращать повышенное внимание на лай соседских собак, шумы от ремонта, газонокосилок и музыку.
Определенные шаги по нормативному регулированию сделаны. В частности, действует столичный закон о соблюдении покоя граждан и тишины, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, санитарно-эпидемиологические нормы и правила.
И, тем не менее, регламентировать все нюансы практически невозможно. Мы должны совершенствовать законодательство и правоприменительную практику. И, с другой стороны, серьезно продвигаться в направлении повышения ответственности жителей, воспитания у них культуры межчеловеческого общежития и конструктивного взаимодействия. Многие вопросы можно было бы решить просто по-соседски, проявив уважение друг к другу и выполняя уже существующие правила».
Председатель комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:
«Члены депутатского объединения «Моя Москва» в связи с многочисленными обращениями жителей города, общественности и предпринимательского сообщества неоднократно поднимали вопрос о необходимости создания комфортной акустической среды и совершенствования законодательства о соблюдении тишины в столице. Пандемия только обострила ситуацию.
Совместно с коллегами из фракции «Единая Россия» мы уже обсуждали эти вопросы в рамках круглых столов по усилению ответственности за нарушение покоя и тишины, в особенности, в период пандемических ограничений. Поднимали эту тему и при обсуждении вопросов торговли алкоголем в предприятиях общепита в многоквартирных домах.
В Мосгордуму внесены законопроекты, направленные на усиление регламентации ряда норм московского законодательства. Первый документ – инициатива Александра Семенникова – касается регламентации шума от предприятий торговли в жилых домах. Второй законопроект – совместная инициатива «Единой России» и «Моей Москвы» – призван оградить граждан от шума в период пандемических ограничений. Эти законопроекты несомненно надо рассматривать».
По мнению Елены Николаевой, ситуация с некомфортной акустической средой становится все более драматичной. «Жители порою сталкиваются с систематическим бездействием органов, куда они обращаются. Это вопрос, требующий, в том числе, активного участия правоохранительной системы в лице МВД. Предлагаем выработать комплексный подход к регулированию тишины, включающий дальнейшее совершенствование московского закона о тишине, внесение новых видов защищаемых территорий – городских улиц. Необходимо также дополнить виды нарушений. Включить в них уличную рекламу как через звукоусиление, так и работу уличных зазывал.
Кроме того, целесообразна дифференциация ответственности, возможное увеличение количества административных составов в КоАП Москвы и установление административных органов в структуре Правительства Москвы, уполномоченных на фиксацию нарушений и привлечение виновных к административной ответственности. Считаем необходимым заключение соглашений между ГУ МВД России по Москве и Правительством Москвы по администрированию норм московского законодательства в сфере соблюдения тишины и охраны покоя жителей Москвы по большому спектру нарушений в этой сфере.
Следует провести анализ правоприменительной практики: выявить «слабые места» в фиксации нарушений, при определении лиц, совершивших и допустивших нарушение, выработать методические рекомендации по привлечению виновных к ответственности, - резюмировала столичный парламентарий. - Резолюция круглого стола должна стать не благими пожеланиями, а руководством к действию».
Начальник Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве Кирилл Балашов:
«Сегодняшняя дискуссия продиктована заботой о благополучии граждан. Управление Министерства юстиции по Москве поддерживает инициативы по дальнейшему совершенствованию законодательства, связанного с обеспечением шумовой защиты в столице. В свою очередь, Министерство также выступило с рядом инициатив, которые сейчас проходят процедуры в Государственной Думе ФС РФ.
Исходя из анализа обращений в органы юстиции, мы видим, что наши граждане не до конца осведомлены о механизмах защиты прав в этой сфере. Работа по правовому просвещению должна быть продолжена.
Также необходимо вовлечь в дискуссию не только депутатов, но представителей органов местного самоуправления, которые занимаются правоприменительной практикой».