Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

В Мосгордуме прошло «нулевое чтение» законопроекта о бюджете Москвы

11 ноября 2024, 15:38
Комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике рассмотрела и рекомендовала столичному парламенту принять законопроект «О бюджете города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов»

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«На комиссии МГД по экономической и социальной политике в формате «нулевого чтения» депутаты Мосгордумы рассмотрели законопроект о бюджете города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Это основной финансовый документ, по которому будет жить наш город. Отмечу главное: столичный бюджет сохраняет свою социальную направленность и остается бюджетом развития. Он сформирован с учетом стратегических планов развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы Москвы до 2030 года.

Хочу отметить, что бюджет Москвы формировался в условиях жесткого санкционного давления и сложной геополитической ситуации. В этих условиях Москве удалось сделать очень важные шаги по перестройке экономики и по развитию отечественного производства, по выходу на устойчивый рост ВРП (+4% в 2023-2024 годах). Общие параметры бюджета города Москвы на 2025 год составят по доходам 5,1 трлн рублей, расходам – 5,6 трлн рублей. В 2025–2027 годы доходы бюджета Москвы запланированы с ежегодным приростом на 6% по всем основным источникам. Это позволит в полной мере реализовать социальную и инвестиционную политику столицы. Около 90% расходов бюджета в следующем году заложены на реализацию 13 госпрограмм. Больше всего средств запланировано выделить на развитие транспортной системы и социальную поддержку москвичей.

Отдельно о социальной составляющей. В 2025 году более половины расходов бюджета города Москвы, или 2,8 трлн рублей, а с учетом средств ОМС почти 3,3 трлн рублей предлагается направить на расходы социального характера. Более 689 млрд рублей предусмотрено на оказание мер социальной поддержки жителям Москвы. Мерами социальной поддержки за счет средств городского бюджета пользуется каждый третий москвич – около 4,5 млн горожан.

В бюджет развития включена Адресная инвестиционная программа, ее объем составит 1,1 трлн рублей. Продолжатся такие мероприятия, как капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, комплексное развитие районов, реализация программ реновации. На эти расходы запланировано 1,5 трлн рублей.

Профильная комиссия с участием представителей всех комиссий Думы, руководителей фракций детально обсудила проект бюджета. Представители исполнительных органов города Москвы ответили на вопросы депутатов. Хочу отметить, что представленный законопроект – программный и сбалансированный, в нем учтены запросы москвичей. Проект рекомендован к принятию комиссией МГД по экономической и социальной политике».



Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова:

«Доходы бюджета Москвы в текущем году составят чуть менее 5 трлн рублей, а на следующий год превысят 5 трлн рублей.  Как оценить их масштаб? Много это или мало для города Москвы? Согласно официальной статистике, Москва обеспечивает более 20% совокупного объема ВРП субъектов Российской Федерации. При этом доля Москвы в совокупных налоговых доходах бюджетов субъектов РФ примерно такая же – 23%. Это означает, что объем бюджета Москвы полностью соразмерен масштабу столичной экономики.

Москва – один из крупнейших доноров федерального бюджета. За прошлый год московские налогоплательщики перечислили в федеральный бюджет более 3,4 трлн рублей, а если добавить отчисления в государственные внебюджетные фонды, то сумма мобилизации доходов с территории Москвы превысила в прошлом году 6 трлн рублей. Это больше, чем объем доходов самого городского бюджета. Поступления с территории города на федеральный уровень растут быстрее собственных доходов бюджета столицы. С 2010 года доходы Москвы увеличились в 3,8 раза, а доходы, перечисленные на федеральный уровень, – более чем в 5 раз.

В ближайшие годы вклад Москвы в формирование доходов федерального бюджета станет еще весомее, поскольку в рамках масштабной налоговой реформы со следующего года все дополнительные поступления от увеличения ставки по налогу на прибыль и ставок по НДФЛ будут зачисляться в федеральный бюджет.  Таким образом, укрепление экономики города, развитие города идет на благо не только москвичам, но и всей стране в целом и способствует достижению национальных целей развития нашего государства».

Как отметила докладчик, наибольший вес в структуре доходов имеют поступления по НДФЛ, налогу на прибыль и специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса. В совокупности на эти три источника приходится более 80% процентов доходов бюджета. Увеличение доходов бюджета Москвы практически полностью обеспечивается положительными финансовыми результатами деятельности столичных организаций, а также ростом уровня доходов жителей.

«Устойчивая доходная база бюджета сегодня – это результат последовательной политики Правительства Москвы, реализуемой в экономической, бюджетной, транспортной, строительной и во многих других сферах городской жизни, – сообщила Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы. – В настоящее время в бюджете города нет бюджетообразующих отраслей. Самые крупные отрасли в структуре доходов – это финансово-кредитная отрасль с долей 17% и торговля – около 14%. Доля поступлений от нефтегазового сектора составляет менее 4%. Тогда как еще в 2011 году она занимала около 17%.

Сегодня 80% доходов бюджета обеспечивается за счет поступлений от так называемого «стабильного» сектора, в наименьшей степени подверженного влиянию конъюнктурных факторов. Это организации ИТ-сферы, обрабатывающей промышленности, транспорта, строительства, связи, сферы оказания услуг, торговли, общественного питания.

Очень важно отметить устойчивый рост поступлений от малого и среднего бизнеса. Вклад этого сектора в доходы казны очень высок, то есть четверть доходов городского бюджета формируется за счет малого и среднего бизнеса».

По словам Елены Зяббаровой, в предстоящие три года доходная часть бюджета прогнозируется в объемах: 5,1 трлн рублей – в 2025 году, 5,4 трлн рублей – в 2026 году, 5,8 трлн рублей – в 2027 году.

«Мэром Москвы определены стратегические цели развития столицы, в числе которых: доступное и качественное образование и здравоохранение, другие услуги жителям, комфортная и безопасная городская среда, – подчеркнула руководитель Департамента финансов города Москвы. – Безусловно, их можно достигнуть только при устойчивой и хорошо растущей экономике. Проект бюджета на следующие три года обеспечивает финансирование мероприятий государственных программ, реализация которых направлена на достижение стратегических целей. Расходы на 2025 год запланированы в объеме 5,6 трлн рублей, 5,8 трлн рублей – на 2026 год и 5,9 трлн – на 2027 год. Половина расходной части бюджета имеет социальную направленность. В 2025 году – это 2,8 трлн рублей, если добавить еще и средства обязательного медицинского страхования, то это будет 3,3 трлн рублей.  Общий рост расходов социальной направленности составляет 14% к уровню прошлого года».

Докладчик сообщила, что финансирование программы «Столичное здравоохранение» с учетом средств ОМС составит 1,1 трлн рублей.

«Следующая наибольшая по объему бюджетного финансирования – государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы». На ее реализацию в 2025 году предусмотрено 737 млрд, а в целом за три года – более 2 трлн рублей, – подчеркнула Елена Зяббарова. – Продолжится развитие системы социальной защиты москвичей, предусматривающее дальнейшее улучшение качества обслуживания и упрощения порядка получения услуг.

Отмечу, что всего на оказание мер социальной поддержки в денежной и натуральной форме с учетом мероприятий иных государственных программ запланировано в бюджете на следующий год почти 690 млрд рублей. Мерами социальной поддержки пользуется каждый третий москвич. Это около 4,5 млн горожан».

Заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Зоя Викторова:

«В 2022 году, когда Россия оказалась под беспрецедентным санкционным давлением, экономика города Москвы продемонстрировала устойчивость. Темпы роста ВРП остались положительными (+0,6% в сопоставимых ценах по итогам 2022 года), и в 2023-2024 годах наша экономика вышла на устойчивые темпы роста более 4% в год.

Инвестиционная активность остается одним из ключевых факторов роста столичной экономики в среднесрочный период. Считаем, что, несмотря на сохранение жестких условий денежно-кредитной политики, инвестиционная активность будет положительной, сохранится траектория роста, и в 2025-2027 годах мы ожидаем прирост инвестиций в городскую экономику 4-4,8% ежегодно в сопоставимых ценах.

Второй фактор роста московской экономики – производственный сектор. В 2026-2027 годах ожидаем, что он будет ежегодно расти на 7,5%. Секторы информационных и телекоммуникационных технологий также будут расти опережающими темпами. Высокие темпы сохранит, по нашим прогнозам, и сектор профессиональной научной и технической деятельности, который в последние пять лет вырос в два раза.

Третий фактор роста экономики столицы – потребительский спрос, мы видим, что он продолжает расти. Розничная торговля восстановилась к уровню 2021 года, по итогам 9 месяцев с января по сентябрь 2024 года отрасль выросла на 6,5% в сопоставимых ценах.

Резюмируя все факторы, которые определяют динамику социально-экономического развития Москвы: в среднесрочной перспективе ожидаем, что рост ВРП города по итогам 2024 года составит не менее 4%, и в среднесрочной перспективе в 2025-2027 годах будет находиться в диапазоне 2,7-3% в сопоставимых ценах».

Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских:

«Контрольно-счетная палата города Москвы в соответствии с законодательством провела экспертизу проекта представленного документа. Законопроект соответствует установленным Бюджетным кодексом РФ принципам сбалансированности, составлен на основе и с учетом положений Послания Президента России Федеральному Собранию РФ, а также на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития города Москвы на среднесрочный период, бюджетного прогноза города Москвы на долгосрочный период до 2031 года, мероприятий государственных программ города Москвы.

Считаем, что предусмотренный рост доходной части реалистичен, расходы обоснованы. Отмечу, что фактов несоответствия законопроекта требованиям нормативно-правовых актов федерального и московского законодательства, необоснованности показателей и параметров не установлено».

Председатель комиссии Общественной палаты Москвы по экономике, бюджету и перспективному развитию города Надежда Косарева:

«В соответствии с законодательством Общественная палата провела независимую общественную экспертизу проекта закона города Москвы о бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Независимая общественная экспертиза традиционно проводилась с привлечением экспертов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. И проект бюджета, и экспертное заключение были детально обсуждены 28 октября на расширенном заседании комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты Москвы. В тот же день заключения и решения были направлены Мэру Москвы, в Московскую городскую Думу и размещены на сайте Общественной палаты.

Большая часть участников обсуждения вносила свои предложения через заполнение специальной электронной формы, которая позволяет детально и быстро проанализировать результаты общественного обсуждения. Общее количество участников в этом году – 16 046 человек. Год за годом мы наблюдаем увеличение числа участников. Если в прошлом году по сравнению с позапрошлым годом увеличение было на 30%, то в этом году – еще на 13% по сравнению с 2023 годом.

В целом москвичи одобрили проект бюджета, но было получено 16 775 предложений и замечаний. Традиционно большая часть предложений москвичей связана с благоустройством города: в этом году 33% всех замечаний и предложений. На втором месте идут предложения, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, – 12%. И третье место – по 5% – занимают предложения, связанные со здравоохранением, градостроительной политикой и транспортом».

Заместитель Председателя Московской городской Думы, председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:

«Московская экономика успешно адаптировалась к текущим вызовам и остается на траектории устойчивого роста. Этому способствовали активное внедрение российских технологических разработок, снижение зависимости от импорта оборудования, комплектующих и готовой продукции из недружественных государств, достигнутый высокий уровень занятости. В свою очередь, положительная экономическая динамика является основой стабильного функционирования бюджетной системы города Москвы. Глубокая отраслевая диверсификация столичной экономики позволит обеспечить в предстоящем периоде устойчивость доходной части бюджета города Москвы. Доля конъюнктурных доходов в общем объеме доходов бюджета города Москвы продолжает постепенно снижаться.

В ближайшие годы будет продолжена работа по наращиванию доходного потенциала бюджета города Москвы за счет стимулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности, создания благоприятной инфраструктуры ведения бизнеса и новых высокотехнологичных промышленных производств, реновации старых промышленных зон, расширения налоговой базы путем вовлечения в налогообложение новых объектов. Согласно прогнозу социально-экономического развития города Москвы, темп роста экономики города Москвы составит в 2025 году 102,7% процента, в 2026-2027 годах – 103% в год.

Рост реальной заработной платы в период 2025-2027 годов составит от 3,8 до 5,8%. С учетом этого ожидается, что в 2025-2027 годах прогнозируемый рост доходов составит 6% ежегодно. Основным фактором роста доходов станет увеличение поступлений по налогам, напрямую зависящим от результатов экономической деятельности физических и юридических лиц: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Законопроект позволяет реализовать основные цели бюджетной политики на 2025-2027 годы: обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы города Москвы, сохранение высокого социального стандарта и безусловное выполнение принятых социальных обязательств перед населением, сохранение необходимой доли бюджета развития.

В части расходов проект бюджета города Москвы на трехлетний период сохраняет преемственность с бюджетами прошлых лет, является социальным, инвестиционным и обеспечивает базу для опережающего развития в будущем, создавая основу для достижения целей и задач стратегии развития Москвы до 2030 года.  Доля расходов социального характера составляет 50% всех бюджетных ассигнований на следующий год. Бюджет города Москвы на трехлетний период сформирован в программном формате и обеспечивает необходимыми ресурсами реализацию 13 государственных программ города Москвы. Приоритетами в области расходов на 2025-2027 годы являются развитие экономики и промышленности, обеспечение надежной социальной защиты москвичей, повышение качества социальных услуг и продолжение реализации планов развития города».

Участники заседания также рассмотрели и рекомендовали столичному парламенту принять проект закона города Москвы «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Помимо этого, комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике рекомендовала Московской городской Думе принять законопроект «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) города Москвы в сфере налогообложения».

Спикер
Гусева Людмила Ивановна
Гусева Людмила Ивановна
Заместитель Секретаря МГРО Партии «Единая Россия», заместитель Председателя Московской городской Думы

Общественная приемная