В ЦИК партии состоялся Всероссийский форум участников Национальной системы защиты прав потребителей
16 ноября в режиме видеоконференции состоялся Всероссийский форум участников Национальной системы защиты прав потребителей. С докладом «О предложениях Объединения потребителей России по формированию системы внесудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей» выступила председатель Объединения потребителей России, координатор федерального партпроекта «Народный контроль» в г. Москве Наталия Старостина.
В своем выступлении она отметила, что изменения, внесенные в Конституцию России, значительно усилили социальный характер нашего государства. «Защиту потребителей следует рассматривать в этом новом контексте как задачу по максимальному обеспечению социальных прав граждан и как основу «сохранения материального и морального благополучия людей, их здоровья». Именно так о цели защиты прав потребителей высказался Президент России Владимир Путин. Наш Форум посвящен теме внесудебного разрешения споров в сфере защиты прав потребителей. Объединение потребителей России считает данный вопрос одним из важнейших для потребителей и ключевым для развития Национальной системы защиты прав потребителей. Важность этой темы очевидна для всех», – начала свой доклад координатор партпроекта.
Потребителю даже с государственной и общественной помощью защитить себя бывает нелегко – предприниматели редко реагируют на претензии потребителей, а сроки судебных разбирательств длительны. В период ограничительных мер из-за пандемии коронавируса актуальность внедрения новых альтернативных механизмов разрешения потребительских споров очевидно возрастает. Одним из таких механизмов является процедура досудебного урегулирования споров, в которых должны участвовать представители общественных объединений потребителей и предприниматели. Объединение потребителей России считает, что главным субъектом досудебного урегулирования споров в сфере ЗПП должны стать всероссийские общественные объединения потребителей, для чего их необходимо наделить соответствующими правами и закрепить это ФЗ «О защите прав потребителей».
«Кроме общественных организаций полномочиями по проведению досудебных примирительных процедур в потребительских спорах могут быть наделены координационно-совещательные органы по вопросам защиты прав потребителей, которые организованы по поручению Президента при главах субъектов Российской Федерации. Для чего мы предлагаем закрепить такие полномочия в Положения о деятельности данных органов. Третьим субъектом системы (возможно даже ключевым) может стать АНО «Российская система качества» – Роскачество», – отметила Старостина.
Не менее важным для развития НСЗПП Объединение потребителей России считает образование института Уполномоченного по правам потребителей при Президенте России и разработку проекта соответствующего федерального закона. Таким образом, по мнению ОПР, будет реализован (только) первый этап создания системы внесудебного урегулирования споров в сфере ЗПП. Инициатива впервые официально была выдвинута Объединением потребителей России в 2012 году в ходе заседания Президиума Госсовета на тему «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации».
«Важной задачей на данном этапе является и укрепление регионального звена. В этой связи прошу Совет Федерации и сенаторов поддержать нас и принять участие в создании институтов Уполномоченных по правам потребителей в регионах, что рекомендовано РПНом в Методических рекомендациях по разработке и реализации региональных государственных программ по обеспечению прав потребителей. Также прошу дать рекомендации органам исполнительной власти в субъектах Российской Федерации провести региональные форумы с участием общественных объединений потребителей и бизнеса по вопросу организации системы досудебного урегулирования споров на региональном уровне», – резюмировала председатель ОПР.
С докладом выступил и председатель регионального отделения Объединения потребителей России в г. Москве Валентин Некрасов. Он рассказал о существующих проблемах урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте (на примере реализованной акции Объединения потребителей России «Безопасный вокзал», которая проводилась при поддержке партийного актива).
Все озвученные предложения были внесены в протокол Форума.