Стабильность бюджета Москвы обеспечивается высокой степенью диверсификации экономики столицы
Комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике рекомендовала столичному парламенту принять в первом чтении проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова:
«Проект бюджета сформирован на основе базового сценария прогноза социально-экономического развития Москвы, который предусматривает восстановление экономики в текущем году и устойчивые темпы экономического роста в следующие три года. Рост валового регионального продукта прогнозируется на уровне 3% ежегодно. По итогам текущего года доходы бюджета Москвы оцениваются в 3 трлн 100 млн рублей. Мы ожидаем, что рост доходов по сравнению с уровнем сложного 2020 года составит 20%. Высокие темпы роста доходов бюджета обусловлены активным восстановлением городской экономики, которому способствовали своевременно реализованные московские и федеральные меры адресной поддержки наиболее пострадавших от пандемии отраслей. В 2020 году городские меры поддержки общим объемом около 90 млрд рублей получили 50 тыс. организаций в 13 отраслях экономики, а с учетом федеральных мер общая стоимость поддержки за счет средств бюджета Москвы составила 109 млрд рублей.
В 2021 году Правительством Москвы инициированы дополнительные меры поддержки на сумму более 10 млрд рублей, включающие продолжение программы льготных стабилизационных кредитов для организаций и индивидуальных предпринимателей, а также субсидии на мероприятия по профилактике ковида: приобретение средств индивидуальной защиты, возврат НДФЛ первым ста московским организациям, вакцинировавшим 60% сотрудников, возмещение коммунальных платежей организациям общественного питания.
Положительное влияние на восстановление городской экономики в текущем году оказали изменения налогового законодательства, принятые на федеральном уровне. Предприниматели, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программного обеспечения, с 2021 года смогли воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль, зачисляемому в городской бюджет, а также пониженными тарифами по страховым взносам. Объем поддержки по данной налоговой мере за счет бюджета города составляет более 10 млрд рублей.
Еще одно важнейшее обстоятельство, позволившее бюджету преодолеть последствия пандемии, – это высокая диверсификация московской экономики. В бюджете столицы нет бюджетообразующих отраслей, а самые крупные отрасли – финансово-кредитная, торговля – составляют 16% в общем объеме поступлений в городскую казну. Доля доходов нефтегазовых компаний – менее 5%, а в 2011 году вклад нефтегазовых компаний составлял 17% в доходную часть бюджета.
Поступления от малого и среднего бизнеса, напротив, ежегодно возрастают и в текущем году составят почти 24%. Это лучший показатель за все годы.
Таким образом, в настоящее время высокий восстановительный рост доходов бюджета практически завершен. В предстоящие три года ежегодное увеличение доходной части будет происходить более умеренными темпами: 5,2% в 2022 году и по 5,6% в 2023 и 2024 годах».
Как сообщила докладчик, поступления налога на доходы физических лиц прогнозируются в объеме 1 трлн 465 млрд рублей, доля НДФЛ в структуре доходов бюджета составляет около 45%. Это наиболее стабильный и надежный источник городского бюджета, его поступления к уровню допандемийного 2019 года не только не упали, но и увеличились на 11,2%. Елена Зяббарова отметила, что это стало возможным благодаря широкому распространению дистанционных форм занятости и переходу бизнеса на работу в онлайн.
Поступления по налогу на прибыль организаций прогнозируются в объеме 1 трлн 55 млрд рублей. Доля налога на прибыль в структуре доходов городской казны – 32%. Основные объемы налога поступают от организаций так называемого стабильного сектора экономики. На них приходится порядка трех четвертей поступлений налога. Даже в условиях пандемии 2020 года поступления от «стабильного сектора» сохранились на уровне 2019 года. В целом по налогу на прибыль поступления по итогам 2020 года сократились к уровню 2019 года на 8,5%.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы сообщила также, что расходы бюджета города Москвы на 2022 год составят 3,6 трлн рублей, на 2023 год – 3,7 трлн рублей, на 2024 год – 3,9 трлн рублей. Сохраняются их главные приоритеты: социальная направленность, безусловное выполнение всех обязательств города и развитие городской инфраструктуры. На реализацию 13 государственных программ бюджетом предусмотрено 3 трлн 321 млрд рублей или 91,4% от общего объема расходов.
«С учетом изложенных мною подходов определены основные характеристики проекта бюджета: доходы, расходы и дефицит. Бюджет у нас сформирован с дефицитом, но в последующие годы предполагается последовательное сокращение дефицита и в абсолютном, и в относительном выражении. Источники финансирования дефицита предусмотрены в законопроекте.
Проект бюджета обеспечивает исполнение всех социальных обязательств, рост качества жизни горожан, позволяет сохранить темп развития городской инфраструктуры и обеспечивает рост экономического потенциала города», – завершила свой доклад Елена Зяббарова.
Председатель комиссии Общественной палаты Москвы по экономике, бюджету и перспективному развитию города Надежда Косарева:
«В Общественной палате города Москвы проведена независимая экспертиза проекта закона о бюджете. На первом этапе, 30 октября, было проведено расширенное заседание Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города столичной Общественной палаты c участием представителей Департамента финансов, Департамента экономической политики и развития города Москвы. 31 октября, на втором этапе, было проведено заочное голосование и принято следующее решение: одобрить проект закона «О бюджете города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» как соответствующий требованиям Бюджетного кодекса РФ, законодательству города Москвы и национальным целям развития.
1 ноября нами запущена процедура общественного обсуждения законопроекта, которая пройдет с 8 по 11 ноября 2021 года. Обсуждение проводится публично и открыто в целях осуществления общественного контроля и обеспечения участия граждан и представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в рассмотрении и обсуждении проекта закона города Москвы о бюджете».
Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских:
«Законопроект и представленные с ним материалы соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ. Документ сформирован с учетом положений основных направлений бюджетной и налоговой политики города Москвы на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, бюджетных прогнозов столицы на долгосрочный период до 2031 года, прогнозов социально-экономического развития на трехлетний период. Следует отметить, что законопроект соответствует установленным Бюджетным кодексом принципам сбалансированности бюджета и общего совокупного покрытия расходов.
Доходная часть бюджета сформирована с учетом требований, предусмотренных налоговым бюджетным законодательством, в том числе в части состава источников дохода. Расходная часть бюджета сформирована в соответствии с законодательно установленными расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет бюджетных средств.
Контрольно-счетная палата города Москвы считает основные показатели законопроекта обоснованными, подтверждает их актуальность и достоверность. КСП предлагает принять проект закона в первом чтении».
Старший помощник Прокурора города Москвы по взаимодействию с представительными (законодательными), исполнительными органами, органами местного самоуправления Ирина Залужная:
«Проект закона в установленном порядке изучен, норм, содержащих коррупциогенные факторы, не выявлено. Поскольку законопроект подготовлен с учетом требований, предъявляемых Бюджетным кодексом РФ, замечаний к документу у нас нет. Официальное заключение будет представлено на заседании Московской городской Думы».
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:
«Все мы прекрасно понимаем, что в мире и в нашей стране экономика находится не в идеальном состоянии. Несмотря на это, мы видим, что бюджетные показатели Москвы растут: это следствие правильной, эффективной налоговой политики, которую проводят исполнительная и законодательная власть столицы. Замечу, что растут поступления тех налоговых доходов, которые являются показателями именно здоровой экономики. Хорошо даже то, что падают доходы от нефтегазового сектора: Москва первой слезла с этой «иглы». Растут социальные расходы: самая большая статья – столичное здравоохранение. Расходы по ней в 2022 году вырастут на 65 млрд рублей по сравнению с 2021 годом! Бюджет остается социальным, и фракция партии «Единая Россия» будет его поддерживать!»
Член комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике, директор Государственного автономного учреждения культуры города Москвы «Парк культуры и отдыха «Бабушкинский» Игорь Бускин, фракция партии «Единая Россия»:
«В это непростое время бюджет сформирован правильно. Кто-то считает, что можно отказаться от строительства новых объектов, но нет! Город растет и развивается, нам нужно решение жилищных проблем, новые школы, отремонтированные поликлиники и больницы, современные библиотеки и театры. Все это и есть бюджет Москвы. Очень сильна социальная составляющая бюджета, жители не останутся без защиты. Проект бюджета поддержу».
Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:
«Представленный законопроект позволяет реализовать основные цели бюджетной политики на 2022 - 2024 годы: обеспечение устойчивости и стабильности бюджетной системы города Москвы, безусловное выполнение действующих и принимаемых обязательств, усиление социальной направленности бюджета города Москвы, сохранение достаточного для развития города объема бюджетных инвестиций и ряд других целей.
Доходы бюджета города Москвы на 2022 год прогнозируются в общем объеме 3 261 465 млн рублей, что на 5,2% выше объема ожидаемых доходов 2021 года. Расходы бюджета города Москвы на 2022 год запланированы в общем объеме 3 633 439,1 млн рублей. Доля расходов социального характера превышает 53% расходов.
Доля программных расходов составляет 91,4% от общего объема расходов бюджета. Так, в 2022 году на финансирование 13 государственных программ города Москвы планируется направить 3 320 975,4 млн рублей. Приоритетами в области расходов на ближайшие три года будут сохранение социальной направленности бюджета города Москвы, повышение уровня и качества жизни жителей города Москвы и реализация планов развития города.
Законопроектом предусмотрены: оказание мер социальной поддержки жителям Москвы в денежной и натуральной форме; повышение оплаты труда педагогическим, медицинским, социальным работникам, персоналу учреждений культуры, научным сотрудникам и иным категориям работников бюджетной сферы; улучшение качества и комфорта предоставления услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и досуга; улучшение работы общественного транспорта и реализация проектов модернизации городской инфраструктуры.
На основании изложенного и по результатам предварительного рассмотрения законопроекта на заседаниях комиссий Московской городской Думы комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике считает, что в части основных характеристик бюджета города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, источников формирования доходов бюджетов муниципальных образований, а также программы государственных заимствований и программы государственных гарантий города Москвы, которые относятся к предмету рассмотрения проекта закона о бюджете города Москвы в первом чтении, внесенный законопроект может быть рекомендован для принятия в первом чтении».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«На заседании комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике рассмотрели и рекомендовали к принятию в первом чтении проект бюджета города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Данный вопрос внесен в повестку очередного заседания столичного парламента, которое состоится завтра, 3 ноября. Напомню, что главный финансовый документ был изучен депутатами всех профильных комиссий.
Предметом рассмотрения законопроекта в первом чтении являются основные характеристики городского бюджета: общий объем доходов, расходов, дефицит, источники формирования доходов бюджетов муниципальных образований, программы государственных внутренних и внешних заимствований и государственных гарантий города Москвы. Общие параметры бюджета-2022, согласно документу, составят по доходам 3 трлн 261 млрд рублей, расходам – 3 трлн 633 млрд рублей, размер дефицита – 372 млрд рублей.
Социальная сфера остается приоритетной в бюджетной политике столицы. Москва полностью выполняет все социальные обязательства перед жителями, 53,3% столичного бюджета в 2022 году будет направлено на социальные программы, а это 1,9 трлн рублей. Законопроектом предусматривается рост расходов на здравоохранение на 65,1 млрд рублей. В целом бюджет госпрограммы «Столичное здравоохранение» (с учетом средств Фонда обязательного медицинского страхования) составит 826,4 млрд рублей. Бюджет сферы образования на 2022 год составит 463,4 млрд рублей, что на 34,5 млрд рублей выше уровня 2021 года.
На реализацию Адресной инвестиционной программы на 2022-2024 годы планируется направить 2 трлн 686 млрд рублей. Из них в 2022 году – 866 млрд рублей, в том числе по программе реновации – 139 млрд рублей. На поддержку промышленности в 2022-2024 годах предусмотрены расходы в размере 32 млрд 200 млн рублей, в 2022 году – 17 млрд 100 млн рублей. Все эти средства проходят по Государственной программе «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы».
Проект бюджета столицы – это результат комплексной совместной работы исполнительной власти, депутатов всех уровней. Наши инициативы и предложения по дополнительной социальной поддержке, развитию конкретных территорий города уже нашли свое отражение в главном финансовом документе Москвы. Впереди – первое чтение и детальная проработка в рамках второго чтения, в том числе работа над поправками».
Источник: сайт Мосгордумы.