Состоялось первое заседание Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям
В рамках заседания Комиссии состоялся круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по теме «Цифровизация государственной и муниципальной службы», на котором Председатель Мосгордумы, председатель Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия» (в МГД)) представил доклад «Применение цифровых решений в избирательной системе Москвы. Дистанционное электронное голосование».
«Цифровые технологии сегодня проникли во все сферы нашей жизни, в том числе и в электоральные, – отметил Председатель столичного парламента. – Столица Российской Федерации обладает огромным опытом работы в области цифровизации государственных органов власти, внедрения в их деятельность инновационных технологий. Как итог, Москва входит в число мировых лидеров по развитию цифровых сервисов и их применению в повседневной жизни горожан.
Москвичи могут получить около 400 государственных услуг онлайн во всех основных сферах жизни города, таких как коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт и социальная поддержка. Свыше 200 услуг и цифровых сервисов предусмотрено для предпринимателей и юридических лиц. Предоставление услуг в электронном виде экономит москвичам почти 100 млн часов в год.
Москва активно внедряет самые передовые решения в области цифровой демократии, которые широко известны и доказали свою эффективность: порталы «Активный гражданин» и «Наш город», платформа «Электронный дом». Важной частью общего процесса внедрения технологических инноваций в систему государственного управления Москвы является цифровизация избирательной системы».
Избирательная система – один из ключевых элементов конституционного механизма народовластия и неотъемлемая часть современного демократического государства, отметил докладчик. По его словам, институт выборов позволяет гражданам выразить свою волю и принять непосредственное участие в формировании органов государственной власти.
«В этой связи внедрение любых цифровых решений в этот процесс требует грамотного, последовательного и взвешенного подхода, который должен гарантировать исполнение требований избирательного законодательства и защиты персональных данных, – сообщил Алексей Шапошников. – Вместе с тем, такое внедрение способствует упрощению, расширению доступа граждан к управлению делами государства, право на которое закреплено в статье 32 Конституции РФ. Об успешности реализации подобного механизма в столице говорит безопасность и прозрачность электорального процесса, отмеченная международными наблюдателями.
Сам процесс был запущен в 2013 году. К этому периоду все избирательные участки Москвы были оборудованы системой видеонаблюдения. Тогда же был создан Общественный штаб по наблюдению за выборами, который стал первой подобной площадкой в России и задал тренд на развитие института общественного наблюдения в других регионах. Сегодня Общественный штаб, использующий систему тотального видеонаблюдения за ходом голосования, является важнейшим элементом широко известного московского стандарта выборов.
Благодаря последовательной цифровизации процесс голосования с каждым годом становился удобнее, а местонахождение избирателя больше не являлось препятствием для реализации конституционного права на волеизъявление. Это стало возможным с появлением во время выборов в столичный парламент в 2019 году дистанционного электронного голосования. Это одна из ключевых технологических новаций последних лет и огромный скачок в развитии нашей избирательной системы. К 2023 году мы прошли путь от эксперимента с использованием ДЭГ в трех избирательных округах Москвы до закрепленного в федеральном законодательстве полноценного формата волеизъявления, который в Единый день голосования в сентябре этого года был доступен жителям 25 регионов нашей страны.
За этот, казалось бы, небольшой срок – 4 года – в России появились две платформы для проведения ДЭГ, которые никак не противоречат друг другу и могут работать в согласованном режиме: Московская, разработанная столичным Департаментом информационных технологий, и федеральная, разработанная Минцифры и «Ростелекомом». Наличие в Москве собственной платформы позволяет нам оставаться первопроходцами в вопросе внедрения самых передовых цифровых решений, используемых на выборах».
Председатель Мосгордумы подчеркнул, что в 2022 году на муниципальных выборах в Москве впервые был использован электронный реестр избирателей. Он позволил жителям столицы голосовать дистанционно без предварительной регистрации. Кроме того, он значительно упростил работу членов избирательных комиссий. По словам Алексея Шапошникова, технически ликвидируется возможность двойного голосования. При получении бумажного или электронного бюллетеня отметка моментально появляется в электронном списке, а остальные способы голосования блокируются. 2023 год в Москве также не прошел без новаций, отметил докладчик: впервые были применены терминалы электронного голосования, которые позволяют сразу записывать голоса в блокчейн даже на избирательных участках и при надомном голосовании.
«Эти и другие элементы определяют тот особый успех, который демонстрирует московская платформа: электронное голосование в столице зарекомендовало себя как эффективный инструмент, способствующий росту интереса к выборам и доверия к избирательной системе в целом, – сообщил Председатель столичного парламента. – Даже в условиях постоянных атак на информационную инфраструктуру России система показала высокий уровень защиты персональных данных и устойчивость к внешнему воздействию. Стабильно растет и количество избирателей, которые предпочитают именно этот формат голосования».
«Уже совсем скоро, 17 марта 2024 года, состоятся важнейшие выборы в нашей стране – выборы Президента Российской Федерации. Ключевая задача государства – обеспечить как можно большему количеству граждан нашей страны возможность выразить свою волю, отдав голос на выборах. Причем не важно, где человек находится: на избирательном участке, у себя дома, в деловой командировке или защищает нашу страну в зоне СВО.
Учитывая исключительно позитивный опыт применения онлайн-голосования на выборах разного уровня в столице и других регионах России, я выступаю за дальнейшее распространение ДЭГ на еще большее количество субъектов Федерации и считаю необходимым стремиться к тому, чтобы принять участие в президентских выборах в формате онлайн смогли как можно больше избирателей.
Москва накопила огромный опыт в сфере применения ДЭГ, и от лица столицы могу вас заверить, что мы готовы оказать содействие по внедрению технологий онлайн-голосования другим регионам нашей страны», – завершил свое выступление Алексей Шапошников.
Заместитель Руководителя Аппарата Мосгордумы, руководитель рабочей группы Аппарата МГД по развитию информационно-коммуникационных технологий, координатор федерального партийного проекта «Цифровая Россия» в городе Москве Андрей Сафронов отметил, что современные цифровые системы выводят на принципиально новый уровень взаимодействие органов власти с гражданами по самым разным вопросам, от решения проблем ЖКХ до социальной поддержки участников СВО и членов их семей. Этот процесс идет во всех регионах страны, на всех уровнях и во всех ветвях власти.
«Как верно отметил сегодня Председатель Московской городской Думы, цифровизация государственного и муниципального управления и совершенствование их услуг должны развиваться с использованием искусственного интеллекта и современных информационных технологий, с переходом к проактивному формату взаимодействия с жителями.
В настоящее время цифровая трансформация координируется различными федеральными и региональными структурами и проектами. Уверен, что наряду с федеральным проектом партии «Единая Россия» «Цифровая Россия» такой федеральной площадкой по координации цифровизации, где выдвигаются, аккумулируются и поддерживаются различные инициативы, разработки, станет и профильная Комиссия Совета законодателей», – заключил Сафронов.
В завершение заседания Алексей Шапошников напомнил, что предложения в план работы Комиссии могут быть поданы до 19 января 2024 года: «На основании поступивших предложений мы составим план работы Комиссии на 2024 год и на первом заседании 2024 года его утвердим».
Справка.
Московская городская Дума остается флагманом по темпам и уровню цифровизации среди региональных парламентов страны. В июне 2023 года столичный парламент стал лауреатом премии GenerationS Innovation Award (GIA) в номинации «Лидер цифровизации государственного сектора». В апреле 2023 года проект «Цифровая трансформация Московской городской Думы» был признан победителем в номинации «Цифровое правительство» – Лучшее защищенное решение для цифровой трансформации органов государственной власти и управления в российских регионах». Церемония награждения лауреатов состоялась в рамках 1-го Каспийского форума информационной безопасности «Инфофорум-Астрахань».
В декабре 2022 года Мосгордума стала лауреатом премии ComNews Awards с проектом «Цифровизация и «космический прорыв»: первые в истории IT и мирового парламентаризма», а в ноябре того же года – лауреатом Национальной премии в области промышленных и цифровых передовых технологий «Приоритет-2022».
В октябре 2022 года проект «Цифровая трансформация Московской городской Думы» одержал победу в номинации «Лучшая управленческая практика» в финале X Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT».
В апреле 2022 года столичный парламент стал лауреатом премии за достижения в области цифровой трансформации «Grand Prix CDO/CDTO AWARD 2022 Russia» в номинации «Цифровизация в государственных и муниципальных органах управления».
В декабре 2021 года проект, посвященный цифровизации законотворческого процесса в Мосгордуме в период пандемии COVID-19, вошел в число победителей VII премии в области развития общественных связей RuPoR.
Также официальный сайт МГД неоднократно признавался победителем конкурса информационных ресурсов законодательных органов власти субъектов РФ. Соответствующие решения Комиссия Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям принимала по итогам 2022, 2019 и 2017 годов.