Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Социальная помощь жителям, современные форматы взаимодействия с москвичами, развитие столичного законодательства в связи с обновлением Конституции России

23 июля 2020, 14:44
В ходе пресс-конференции в режиме онлайн Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников рассказал журналистам об итогах работы столичного парламента в весеннюю сессию 2020 года и о планах дальнейшей законотворческой работы.

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«Пандемия коронавирусной инфекции стала серьезным вызовом для России, нашего мегаполиса, органов власти и населения. Москва – крупнейший финансовый и транспортный центр, центр деловой, политической, экономической активности страны. В таком многомиллионном городе риск заражения существенно возрастает, и своевременно принятые меры со стороны столичных властей, мобилизация системы здравоохранения позволили эффективно справиться с пиком эпидемии, спасти человеческие жизни и избежать большого числа жертв.

Отдельно хочу отметить нашу работу со СМИ в условиях пандемии. Благодаря современным технологиям для журналистов парламентского пула были созданы все необходимые условия для осуществления профессиональной деятельности. В дистанционном режиме вы получали всю необходимую информацию, справочные материалы для работы, комментарии по актуальным вопросам, разъяснения. Спасибо огромное всем вам за работу, за то, что в столь непростой период вы в ежедневном режиме освещали работу Московской городской Думы.

Вместе с вами мы впервые реализовали дистанционные пресс-подходы депутатов по видео-конференц-связи. Для этого использовали Zoom и TrueConf. А в апреле я лично проводил первую дистанционную пресс-конференцию. И сегодня мы подводим итоги весенней сессий онлайн.

В период весенней сессии было проведено 10 заседаний столичного парламента. Депутаты приняли 80 документов, из них – 65 постановлений и 15 городских законов. Комиссиями и депутатами Думы было внесено 10 законопроектов, Мэром Москвы – 1.

В Думу поступило 9 685 обращений граждан. Проведено 134 депутатских приема населения, принято 705 человек. Гражданам направлено 10 410 ответов. Более половины обращений граждан посвящены вопросам законности и правопорядка, градостроительства, благоустройства и ЖКХ, а также жилищным и транспортным».

1

Работа Мосгордумы в режиме онлайн

Журналистов интересовал вопрос, какие коррективы и новшества пандемия внесла в работу столичного парламента. «Еще в марте на заседании Думы было принято решение о приостановлении проведения в парламенте массовых мероприятий, введении ограничений очного приема граждан и переводе на дистанционный режим работы тех сотрудников Аппарата Думы, которые могли выполнять свои служебные обязанности, не присутствуя на рабочих местах.

Таким образом, из порядка 300 служащих на рабочих местах присутствовали лишь 15%, соответственно 85% работали дистанционно. К настоящему времени число сотрудников на рабочих местах постепенно увеличивается, но, в любом случае, составляет менее половины штата. Мосгордума является постоянно действующим органом законодательной власти столицы, поэтому 1 апреля в наш Регламент были приняты изменения, позволяющие в период режима повышенной готовности, режима ЧС, иных ограничительных мероприятий проводить заседания в дистанционной форме. Аппаратом Думы были оперативно проработаны технические решения, и 27 мая состоялось первое в истории заседание столичного парламента в онлайн формате. Всего было проведено два дистанционных заседания. Второе состоялось 10 июня. Специалисты аппарата Мосгордумы учли все пожелания депутатов, создав максимально удобные и понятные условия для удаленной работы. В период пандемии заседания профильных комиссий МГД проводились при необходимости предварительного обсуждения проектов, запланированных к рассмотрению на заседаниях парламента. Также использовалась система видео-конференц-связи для подключения отдельных участников», – ответил Алексей Шапошников.

По мнению Председателя Мосгордумы, столичному парламенту удалось приспособиться к новым условиям и успешно трансформировать привычные процедуры: «Столичный парламент не только смог продолжить свою работу во время пандемии, но и эффективно решать возложенные на него задачи. Вместе с тем нужно сказать, что Мосгордума давно и успешно использует технические возможности для удаленной работы. Поскольку многие депутаты работают на неосвобожденной основе, дистанционная работа с документами, обращениями граждан и справочными ресурсами Думы – привычный формат. Для работы с документами в электронном виде, в том числе с обращениями граждан, в столичном парламенте внедрены и успешно эксплуатируются специализированные информационные системы».

Зашел разговор и о перспективах использования в дальнейшем опыта работы на удаленке. «Очевидно, что пандемия коронавируса подтолкнула человечество к все более активному использованию цифровых технологий, развитию систем электронного документооборота, видеосвязи, а также систем дистанционного принятия решений. В другой ситуации на это ушли бы десятилетия. Жизнь не стоит на месте, мир меняется и вместе с ним меняемся и мы. Конечно, мы будем использовать лучшее из нашего опыта», – отметил Председатель Думы.

2

Ключевые законопроекты весенней сессии Мосгордумы в 2020 году

Алексей Шапошников перечислил значимые законы, принятые в период весенней сессии: «Это и ответственность за несоблюдение карантинных ограничений, и дистанционное голосование, и продление сроков подачи деклараций муниципальными служащими. Московской городской Думой был подготовлен и внесен в Госдуму ФС РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации» – так называемый законопроект об «удаленке», направленный на урегулирование временной, комбинированной дистанционной работы. Идеи данного документа учтены в законопроекте, подготовленном депутатами Государственной Думы и сенаторами совместно с профсоюзами и с учетом мнения работодателей, который был впоследствии поддержан депутатами МГД. Приняты и другие важные документы: введена ответственность за вовлечение в сниффинг, внесены изменения в законодательство о госслужбе и бюджетном процессе, введен запрет на так называемые наливайки и т.д. В целом можно с уверенностью сказать, что пандемия повлияла только на формат работы Думы, но не на ее объемы и качество».

3

Правовое регулирование дистанционной работы

В ходе пресс-конференции речь более подробно зашла о положительном отзыве Мосгордумы на федеральный законопроект, касающийся включения норм о дистанционной работе в Трудовой кодекс РФ.

«В среднесрочной перспективе удаленная работа станет нормой для многих видов бизнеса и учреждений, где физическое присутствие работника не является обязательным условием. Особенно очевиден переход на дистанционный формат работы в крупнейших городах и мегаполисах, - пояснил Алексей Шапошников.

- С развитием современных коммуникационных технологий рынок труда приобретает все более экстерриториальный характер. Дистанционная работа освобождает человека от привязки к офису и к мегаполису, люди при желании могут жить за городом и в небольших городах. С этой позиции, дистанционная работа даст новый импульс децентрализации Москвы, позволит снизить маятниковую миграцию горожан и повысить привлекательность районов. Общественный транспорт может стать менее загруженным, сократится трафик на дорогах.

Важно отметить, что Москва обладает всем необходимым технологическим потенциалом для создания комфортных условий дистанционной работы. Так, выйти в сеть при помощи смартфона можно практически на всей территории города.

Вместе с тем, российское законодательство нуждается в корректировке норм, касающихся организации дистанционной работы, регулирования отношений удаленного работника и работодателя, что стало особенно очевидным в период пандемии. В первую очередь необходимо зафиксировать понятие «временной удаленной работы», а также развитие современных электронных форм коммуникации, их неизбежное влияние на организацию рабочего процесса.

Что касается деятельности Аппарата Думы, мы готовы принимать любые разумные меры, чтобы сохранить жизни и здоровье наших сотрудников. Не будем забывать, что «массовая удаленная работа» является для большинства компаний, предприятий и органов государственной власти вынужденной мерой.

Не буду отрицать, что вынужденная перестройка дала во многом положительный эффект, в том числе позволила сократить издержки работодателям, предоставила работникам больше свободного времени за счет экономии времени от дома до работы и обратно. После проверки временем такие нововведения, несомненно, закрепятся в нашей жизни. Но нужно помнить, что в нашем случае речь идет о государственной службе, которая, по моему мнению, должна сохранять здоровый консерватизм и дисциплину».

Депутаты на связи с избирателями с помощью современных технологий

Председатель Московской городской Думы отметил, что парламентарии в период режима самоизоляции вели прием по телефону и активно общались с избирателями в социальных сетях.

«Прием граждан депутатами перешел в дистанционный формат: можно было записаться на прием и обсудить необходимые вопросы с депутатом по телефону. Большинство москвичей в этот период находилось дома, на самоизоляции. Этим было обусловлено повышенное внимание к средствам массовой информации. Для нас было очень важно донести актуальную информацию о законодательных инициативах, направленных на смягчение экономических последствий пандемии COVID-19 для жителей города и столичного бизнеса, правилах оформления цифровых электронных пропусков для перемещения по Москве и принятых Мосгордумой поправках в столичный Кодекс об административных правонарушениях.

Именно поэтому за последние месяцы наши депутаты дали десятки дистанционных интервью для ведущих федеральных и городских СМИ. Сейчас все постепенно приходит в норму, и я очень этому рад. Во многом потому, что диалог с избирателями так или иначе был ограничен. Да, мы постоянно отчитывались о нашей работе. Да, мы на протяжении всего времени продолжали принимать обращения граждан в письменной форме, по телефону и работали с ними. Но из моего опыта, могу сказать, что личное очное общение с избирателями никакие современные технологии заменить не могут», – добавил Алексей Шапошников.

5

7

Дополнительная поддержка граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Всего поддержку от города получили 7,2 млн человек на общую сумму 28,2 млрд рублей. «Более трети от всего объема помощи составили прямые выплаты гражданам из городского бюджета, этот показатель уже превысил 10 млрд рублей. Такую поддержку получили более 2 млн человек – 16% москвичей. Еще 1,5 млн москвичей получили поддержку в натуральной форме. Из бюджета на это выделено 3,7 млрд рублей. Уровень безработицы в городе с началом пандемии вырос с прежних 1,46 до 2,72%. Для безработных установлена региональная компенсационная выплата к федеральному пособию по безработице. Она положена безработным, у которых в 2020 году было 60 дней трудового стажа и которые потеряли работу не из-за нарушения трудовой дисциплины. Общий размер пособия по безработице и московской компенсационной выплаты на апрель-сентябрь 2020 года составляет 19 500 рублей в месяц.

Дополнительные 3 тыс. рублей в месяц на каждого несовершеннолетнего ребенка будут выплачиваться cверх этой суммы (это федеральная мера). Выплата назначается автоматически, без заявлений. Чтобы поддержать горожан, оставшихся без работы, на начало июля безработным было выплачено около 5 млрд рублей. При этом не допускалось никаких просрочек», – сообщил Председатель МГД.

Алексей Шапошников подчеркнул, что благодаря постепенному снятию ограничительных мер с начала июня увеличилось количество рабочих мест: «Банк вакансий центра занятости «Моя работа» пополнился 5 тыс. предложений. Сейчас в нем 50 тыс. вакансий, и число их продолжает расти. Активный наем возобновили в сферах строительства, жилищно-коммунального хозяйства, непродовольственной торговли, общественного питания, также его возобновили производственные предприятия, салоны красоты и другие. К началу июля количество обращений за пособием по безработице в Москве снизилось почти на 90%. Если в апреле в центр занятости ежедневно поступало более 10 тысяч заявлений, то в настоящее время количество обратившихся за пособием сократилось до 1200-1500 в день. В этой связи выделение средств на дополнительную поддержку безработных будет зависеть от ситуации на рынке труда и дальнейшей динамики распространения инфекции».

Обновление Конституции РФ и работа над изменением московского законодательства

Представители СМИ спросили у Председателя Мосгордумы о законах, которые потребуется изменить в связи с принятием поправок в Основной закон страны. «Необходимо помнить, что городское законодательство не обособлено, оно является частью системы российского законодательства. Поэтому точный ответ на вопрос об объемах и сроках модернизации законов Москвы мы узнаем после разработки и принятия соответствующих актов федерального законодательства. Вместе с тем, о некоторых моментах можно говорить уже сейчас. Согласно действующей Конституции Президент России назначает на должность прокуроров субъектов Российской Федерации. В связи с этим нам потребуется внести изменения в Устав города – в части предусмотренных статьей 35 полномочий Мосгордумы согласовывать представление на должность Прокурора Москвы. Также нам может потребоваться внести изменения в городской закон № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Дело в том, что теперь органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации, а ранее само понятие «публичная власть» в нашем законодательстве не использовалось, равно как и не закреплялось единство системы государственной власти и местного самоуправления», – отметил он.

Одна из сфер, в которой планируются изменения, – НКО и волонтеры. «Волонтерское движение прошло долгий путь, прежде чем стать одним из ключевых общественных институтов. Важно отметить активную работу социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтеров, которые оказались на передовой борьбы с коронавирусом. Они помогают в больницах, оказывают социальную помощь инвалидам, пожилым людям. При этом сами НКО оказались частично незащищенными, в том числе перед экономическими трудностями, возникшими в период эпидемии. И мы должны оказать поддержку этому сектору, в том числе на законодательном уровне», – пояснил Алексей Шапошников. Кроме того, предстоит работа над московским законом о молодежи.

2307-2

Социальная поддержка граждан

Председатель МГД особо отметил, что социальный характер нашего государства отражен в Конституции изначально, с 1993 года.

«Меры социальной поддержки граждан традиционно содержатся не только в федеральном, но и в региональном законодательстве, - считает он. - При этом система мер социальной поддержки москвичей, закрепленная в столичных законах и подзаконных нормативных актах, является одной из наиболее обширных в нашей стране и носит адресный характер.

Так, городской Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» содержит целый комплекс мер помощи и устанавливает индексацию размера ежемесячной городской денежной выплаты. А в Законе Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» предусматриваются единовременные и ежемесячные денежные выплаты, компенсационные выплаты, региональные социальные доплаты к пенсиям, оказание натуральной помощи и предоставление льгот. Москва предусмотрела и дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также социальное обслуживание и социальную помощь.

С 1 июля в Конституции РФ не просто фиксируется принцип, но и раскрываются основные аспекты социальности государства, в том числе в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в части ежегодной индексация пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат. Это подразумевает дальнейшую проработку вопросов расширения региональной системы мер социальной поддержки. Вместе с тем, нельзя забывать, что все региональные нормы должны соответствовать федеральному законодательству, поэтому изменения социального законодательства Москвы целесообразно обсуждать после реализации норм Конституции на уровне федеральных законов.

Важно не забывать, что развитие социального законодательства должно осуществляться исключительно с учетом требований Бюджетного кодекса. Все новые и дополнительные расходы должны быть отражены в Законе Москвы о бюджете».

Планы работы на период осенней сессии Думы в 2020 году

Осенью депутатов Мосгордумы традиционно ждет работа по принятию законов об исполнении бюджета города Москвы за 2019 год и о бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также о бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.

«Нельзя забывать и о работе, направленной на обеспечение точного соответствия законодательства города федеральному законодательству. В этой связи мы планируем актуализировать следующие городские законы: об организации местного самоуправления (в части требований, предъявляемых к депутату представительного органа или главе муниципального образования, составлению бюджета), о государственной гражданской службе города Москвы (в части норм о документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального учета), о борьбе с газовой токсикоманией (сниффингом). Будем продолжать совершенствовать московское законодательство и вносить вклад в развитие федерального», – резюмировал Председатель Московской городской Думы.

2307-3

Общественная приемная