Собянин рассказал, как Москва поддерживает развитие креативных индустрий
Москва — крупнейший центр развития креативных индустрий страны. Кино, музыка, видеоигры, издательское дело, дизайн, театр и реклама не только делают жизнь горожан ярче, но и заявили о себе как о важнейшем секторе столичной экономики. Его доля в общем объеме валового регионального продукта в 2023 году достигла 10,1 процента, что составляет 3,3 триллиона рублей. О развитии креативных индустрий рассказал Сергей Собянин в своем блоге.
«За последние пять лет количество организаций и индивидуальных предпринимателей в этой сфере выросло на 11,7 процента и превысило уже 113 тысяч. Соответственно, все больше москвичей находят себя в творческих профессиях. Стабильно растет и выручка компаний: в прошлом году сектор креативных индустрий заработал на 103,8 процента больше, чем в 2019-м, — 6,7 триллиона рублей», — написал Мэр Москвы.

Кино
Несмотря на санкции и прочие вызовы последних лет столичная киноиндустрия находится на подъеме. В Москве снимается свыше 80 процентов российского кино и сериалов.
В прошлом году на площадках московского кинокластера было снято около 120 проектов — это в 2,5 раза больше, чем в 2023-м. Среди них лидеры проката и киноплатформ 2024–2025 годов: «В списках не значился», «Холоп-2», «Мастер и Маргарита», «Лед-3», «Баба-яга спасает Новый год», «Последний богатырь. Наследие», «Сто лет тому вперед», «Летучий корабль», «Слово пацана. Кровь на асфальте» и другие.
Московский кинокластер, созданный по инициативе Правительства Москвы, сегодня объединяет несколько площадок. В их числе легендарная Киностудия Горького, где до конца года завершатся масштабные работы по модернизации исторической территории на улице Сергея Эйзенштейна и площадки в Валдайском проезде. Частью кинокластера стал также современный кинозавод полного цикла «Москино» на Рязанском проспекте. Кроме того, создан суперсовременный комплекс — кинопарк «Москино» в ТиНАО. Его строительство продолжается, сейчас в кинопарке насчитывается 24 натурные площадки, а к 2030 году их будет уже 70. Здесь получится воплотить любые задумки съемочных групп.

Помимо этого, в составе кластера работает киноплатформа «Москино» — сервис для профессионалов, где в пару кликов можно арендовать площадку для съемок не только на киностудии, но и в городе, а также узнать о грантах, взять напрокат костюмы, реквизит и многое другое. За прошедший год платформой воспользовались 1,7 миллиона раз.
В новом сезоне проекта «Лето в Москве» любой желающий может поближе познакомиться с фильмами, процессом их создания, узнать больше об истории кино. Гостей приглашают кинопарк «Москино», Киностудия Горького и множество тематических площадок на столичных бульварах.

ИТ и видеоигры
В столичной индустрии ИТ-технологий и видеоигр задействовано свыше 33 тысяч организаций. Их общая годовая выручка в прошлом году превысила 3,9 триллиона рублей.
«Отрасль бурно развивается. И как обычно бывает, в такие периоды главной проблемой является огромный дефицит кадров. В одном из предыдущих постов уже рассказывал, что московские колледжи предлагают новые специальности, в том числе разработчика компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности. Параллельно мы оказываем поддержку профессионалам. Агентством креативных индустрий в 2024 году реализовано 125 проектов, включая акселератор для инди-разработчиков “Фабрика видеоигр”», — рассказал Сергей Собянин.
«Фабрика видеоигр» обеспечивает полное сопровождение разработчиков — от идеи до поиска инвесторов. Акселератор проводит образовательные лекции и вебинары, сессии в виде вопросов и ответов, а также работает с кураторами. Сейчас создано 60 пилотных версий игр в разных жанрах. В 2025 году в инновационном центре «Сколково» откроется первый в России кластер видеоигр и анимации. Ведущие российские компании-разработчики и анимационные студии, объединившись под одной крышей, смогут создавать видеоигры любого типа и сложности.

Издательское дело
Издательской деятельностью в Москве занимаются около 12 тысяч организаций — это 10,6 процента от всех компаний в сфере креативных индустрий. Общая выручка в прошлом году составила около 349,1 миллиарда рублей. Эта отрасль также не остается без городской поддержки. Агентство креативных индустрий реализует проект «Издательские сезоны»: на крупнейшей Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction московские издательства и иллюстраторы могут представлять свою продукцию на безвозмездной основе.
В прошлом году в столице впервые прошла Московская международная издательская неделя. В течение четырех дней в ней принимали участие более 45 издателей из 13 стран. С 2023 года под эгидой Агентства креативных индустрий Москвы ежегодно осуществляется бизнес-миссия московских издательств в Китае на Шанхайской международной детской книжной ярмарке. А сейчас в рамках проекта «Лето в Москве» приобрести книги можно в павильонах на московских бульварах.
