Сергей Собянин рассказал о мерах поддержки машиностроительных предприятий Москвы
Щербинский лифтостроительный завод должен продолжать модернизироваться, развиваться и быть конкурентоспособным, особенно в современных условиях. Об этом заявил Сергей Собянин во время посещения предприятия.
«Предприятию надо помогать оборотными средствами, льготными субсидиями и так далее, поэтому мы, конечно, сегодня обсудим и тоже будем создавать специальную программу в условиях санкций, в условиях нестабильности, в условиях инфляции, чтобы завод нормально работал, выплачивал зарплату», — отметил Мэр Москвы.
Реализация масштабных программ капитального ремонта многоквартирных домов, реконструкции медицинских учреждений, реновации жилья делает Москву крупнейшим заказчиком лифтового оборудования. Принято решение не сокращать эти программы, а значит, лифтостроительные предприятия будут обеспечены стабильными заказами на годы вперед.
«Капитальный ремонт как был, так и будет, это огромный объем поставок. Жилищное строительство будет в Москве тоже развиваться: Президент принял решения о льготной ипотеке, значит, объемы жилищного строительства будут увеличиваться, значит, и требования, и объемы поставок лифтов будут тоже увеличиваться. Ну и программа реновации в Москве — она большая, кстати, касается Щербинки, Новой Москвы и всех районов — тоже будет каждый год нарастать, поэтому тоже потреблять вашу продукцию. Ну и большая программа, связанная с капитальным ремонтом поликлиник. Мы десятки поликлиник реконструировали — это тоже дополнительная потребность в лифтовом оборудовании. Так что завод обязательно будет работать», — сказал Сергей Собянин.
На Щербинском лифтостроительном заводе — одном из крупнейших производителей подъемников в России — Мэр Москвы провел встречу с руководителями предприятий машиностроительного комплекса столицы.
Региональные меры поддержки
В условиях санкционного давления машиностроительные предприятия Москвы могут воспользоваться широким набором городских мер поддержки.
Сергей Собянин отметил, что для части предприятий, которые не попали под федеральные программы поддержки, запущена городская программа субсидирования.
«Ряд предприятий средних, так скажем, не попали ни в малый бизнес, ни в крупный бизнес. И, конечно, у них серьезные проблемы с оборотными средствами, с инвестиционными кредитами и так далее. Мы создали свой фонд, который как раз эту нишу должен закрыть. Мы довели уже лимиты до банков, они сейчас начинают кредитовать такого рода предприятия, чтобы они получали по нормальной ставке оборотные средства и инвестиционные кредиты», — уточнил Мэр Москвы.
Столица субсидирует процентные ставки по кредитам на пополнение оборотных средств в размере до 500 миллионов рублей и реализацию программ развития в размере до одного миллиарда рублей. Для конечного заемщика кредитная ставка составляет 15 процентов. На реализацию инициативы выделено 10 миллиардов рублей.
Москва также выделяет земельные участки по ставке один рубль в год под строительство производственных цехов или технопарков.
В столице работает онлайн-сервис «Подбор альтернативных поставщиков», где промышленники могут быстро найти необходимые для производственного цикла компоненты среди городских поставщиков и партнеров в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ресурс планируют масштабировать на страны Азии.
Федеральные меры поддержки
На федеральном уровне также принят пакет мер поддержки и продолжается разработка новых.
Срок действия региональных льгот по налогу на прибыль продлевают. Благодаря этому московские промышленные комплексы в полном объеме сохранят налоговые льготы, которыми они пользуются последние годы.
Системообразующие предприятия могут получить льготные кредиты.
Порядок сертификации продукции, ввозимой в Россию, упростили, а часть ввозных пошлин отменили. Это позволит сформировать альтернативные цепочки поставок необходимого сырья, оборудования и комплектующих.
Снизилась налоговая и административная нагрузка на предприятия, в том числе наложен мораторий на проведение проверок и приняты другие меры.
Кроме того, продолжается совершенствование механизма офсетов: минимальный порог инвестиций в офсетные контракты снизили с одного миллиарда до 100 миллионов рублей. Мера позволит создать в Москве специализированные производства, которые будут выпускать требующуюся городу продукцию.
Щербинский лифтостроительный завод
Предприятие находится в городе Щербинке по адресу: улица Первомайская, владение 6. Оно было основано в 1943 году и сегодня входит в структуру государственной компании «ДОМ.РФ». Щербинский лифтостроительный завод — один из крупнейших производителей подъемников в России.
Площадь производственных помещений составляет 55,5 тысячи квадратных метров. Здесь трудятся свыше 1,3 тысячи человек, их средняя заработная плата равна 84 тысячам рублей.
Завод выпускает пассажирские, грузовые, малые грузовые, панорамные и больничные лифты, а также подъемники для маломобильных горожан.
«Тот лифт, который мы здесь создавали в течение последних нескольких лет, как раз способен, наверное, заменить импортные аналоги. По характеристикам не уступает, а иногда их даже превосходит», — рассказал генеральный директор Щербинского лифтостроительного завода Антон Артемьев.
18 процентов продукции предприятие поставляет на московский рынок, оставшуюся часть — во все регионы России и девять зарубежных стран: Абхазию, Белоруссию, Грузию, Индию, Казахстан, Киргизию, Молдову, Туркменистан, а также на Кубу.
Предприятие участвует в реализации городских программ по замене лифтов, отработавших нормативный срок эксплуатации (25 лет), в том числе в региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов. С 2011 по 2021 год в столице заменили свыше 39,1 тысячи лифтов, из них 13,6 тысячи (около 35 процентов) поставил Щербинский лифтостроительный завод. Планируется, что для выполнения городской программы капремонта потребуется около 2,9 тысячи подъемников ежегодно.
Кроме того, продукцию предприятия устанавливают в домах, построенных по программе реновации. Сегодня в них уже работает 220 подъемников, в этом году в новостройках оборудуют еще 900 лифтов этого производителя.
В 2019 году завод получил статус промышленного комплекса, что позволило ему направить дополнительные средства на модернизацию.
В 2020–2021 годах в развитие предприятия инвестировали свыше 1,2 миллиарда рублей. Так, был создан единый склад сырья и материалов, смонтирована поточная линия для оптимизации работы участков упаковки и комплектации. В сварочном цехе установили систему очистки воздуха и защитные ограждения, заменили устаревшее оборудования. Вредное производство — гальванику и термопластическое литье — ликвидировали. Фасады комплекса заводских зданий обновили и благоустроили территорию.
Поддержка машиностроительного комплекса Москвы
Стабильное развитие столичного машиностроительного комплекса обеспечено системной поддержкой отрасли со стороны Правительства Москвы.
По решению городских властей были отменены или существенно снижены платежи за изменение цели предоставления земельных участков, предназначенных для строительства объектов производственного назначения. Решение стимулировало реконструкцию и новое строительство производственных цехов.
Четыре машиностроительных предприятия имеют статус промышленного комплекса — это Щербинский лифтостроительный завод, научно-производственное объединение «Гидромаш», научно-технический центр «Бакор» и Московский тормозной завод «Трансмаш». Они получают льготы по налоговым и земельным платежам. Экономия по региональным налогам может составить до 25 процентов. Только в 2021 году общая сумма льгот составила 93,5 миллиона рублей.
Преференции включают снижение налога на прибыль с 20 до 16,5 процента, налога на имущество в два раза, земельного налога и арендной платы за землю на 80 процентов. Промкомплексы направляют сэкономленные средства на модернизацию имеющихся и запуск новых мощностей.
Три промышленных предприятия — «Битроботикс», «СовЭлМаш» и «РТ-Бартолет» — стали резидентами особой экономической зоны «Технополис “Москва”». Это позволило им реализовать инвестиционные проекты в машиностроительной сфере на общую сумму 962 миллиона рублей.
С 2012 года промышленные предприятия Москвы имеют право на получение субсидий из городского бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, компенсацию лизинговых платежей и другие цели. Четыре производителя получили в общей сложности 104 миллиона рублей.
Кроме того, двум предприятиям город предоставил льготные займы на общую сумму 350 миллионов рублей. Средства направили на модернизацию производства, в том числе на внедрение ИТ-решений и развитие экспорта.
Продукция отечественного машиностроения поставляется для городских нужд. В 2021 году Москва закупила товаров на 228,4 миллиарда рублей, значительную часть — у столичных производителей. Основным заказчиком стал столичный комплекс жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Профессионалы машиностроения
Система подготовки специалистов в области машиностроения в Москве охватывает средние специальные и высшие учебные заведения.
В четырех колледжах обучают студентов по профилям «Технология машиностроения» и «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства».
Восемь вузов, включая Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский политехнический университет, Московский государственный технологический университет «Станкин», подготавливают специалистов по профилям «Проектирование технологических машин и комплексов», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Машиностроение», «Технологические машины и оборудование» и «Прикладная механика».
В 2021/2022 учебном году по этим специальностям в колледжах и вузах получают образование 1213 человек.
В прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в рамках поддержки проекта «Московская техническая школа» между Правительством Москвы, Агентством стратегических инициатив и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ».
«Московская техническая школа» — это сеть центров технологических и производственных компетенций на базе организаций высшего образования. Все они имеют современную инженерную и технологическую инфраструктуру для опережающей подготовки кадров под запросы промышленности. Здесь обучают специалистов по семи направлениям, таким как «Робототехника и сенсорика», «Искусственный интеллект в промышленности», «Аддитивные технологии», «Цифровые двойники», «Новые производственные технологии», «Беспилотный транспорт», «Технологии связи».
В феврале 2022 года «Московская техническая школа» выпустила первый поток студентов — здесь подготовили 78 инженеров по направлению «Технологии связи». Второе направление — «Аддитивные технологии» — откроется в апреле этого года.