Проблема медицинских отходов
Наличие учреждений здравоохранения в городе – вещь для нас настолько органичная, что мы мало задумываемся о том, как эта система связана со сферой ЖКХ. Тем временем экологи бьют тревогу: вследствие целого комплекса нерешенных проблем в Москве складывается серьезная и даже опасная ситуация в области утилизации медицинских отходов.
В соответствии с СанПиН 2.1.7.728-99 все медицинские отходы делятся на пять классов. Неопасным является лишь первый – класс А. Остальные (Б, В, Г и Д) оказывают негативное влияние на здоровье человека и окружающую среду. Классы Б и В представляют эпидемиологическую опасность. К ним относятся заражённые инструменты, использованные шприцы и системы, операционные, биологические и органические отходы, а также отходы инфекционных и лабораторных отделов. Сюда же можно отнести мусор от ветеринарных лечебниц.
Именно с отходами класса Б и В и сталкиваются все медицинские центры Москвы. Наибольшую опасность представляют те отходы, которые получаются в результате деятельности институтов и диспансеров, имеющих дело с живыми вакцинами, возбудителями туберкулеза и другими опасными вирусами и болезнями. Все эти отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в установленном порядке с применением специальных мер на специализированном оборудовании. Они представляют серьезную опасность как для жителей Москвы и гостей столицы, так и для экологической ситуации в Москве в целом, поскольку могут приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на 2011 г. только в 700 медицинских организациях, находящихся в ведении Департамента здравоохранения Москвы (ЛПУ) в год образуется около 20 тыс. тонн отходов класса «Б» и около 2 тыс. тонн отходов класса «В». По состоянию на тот же 2011 г. на территории Москвы отсутствовали установки, отвечающие требованиям к сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию медицинских отходов классов «Б» и «В». Имевшиеся на тот момент две установки (в г. Люберцы и в г. Электросталь) имели суммарную мощность 600 тонн в год.
Правительством Москвы планировалось строительство нескольких объектов по обеззараживанию опасных инфицированных отходов ЛПУ:
- на территории государственных очистных сооружений «Угрешские» МГУП «Промотходы» (ул. Угрешская, 22) производственной мощностью до 15 тыс. тонн в год опасных промышленных отходов, в том числе до 3 тыс. тонн отходов ЛПУ;
- перебазирование Ветеринарно-санитарного завода «Эколог» с увеличением его производственной мощности с 500 тонн до 24 тыс. тонн отходов ЛПУ в год;
- на территории 8-й иловой площадки МГУП «Водоканал» (М.о.) мощностью до 30 тыс. тонн отходов ЛПУ в год.
Однако названные объекты не введены в эксплуатацию, а сроки завершения строительства указанных объектов неизвестны.
Вместе с тем, дополнительно к указанным 22 тыс. тонн медицинских отходов, образующихся в (ЛПУ), такие отходы образуются и в медицинских организациях и производственных предприятиях федерального подчинения (Минздрав России, ФМБА России, Роспотребнадзор, Минобороны России, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФСИН России Управление делами Президента Российской Федерации), а также частных медицинских организациях, находящихся на территории Москвы.
Необходимо отметить, что если общий объем отходов ЛПУ учитывается более или менее точно, то данные по объему медицинских отходов медицинских организаций и производственных предприятий федерального подчинения, а также частных медицинских организаций отсутствуют.
Однако по приблизительной оценке Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы объемы медицинских отходов указанных медицинских организаций и производственных предприятий превышают объемы отходов ЛПУ в 3-4 раза. Ко мне, как Региональному координатору проекта «Экология России» в Москве Всероссийской политической партии «Единая Россия» постоянно обращаются представители экологической общественности и предприниматели с предложениями по решению данной проблемы (в связи с ограниченностью бюджетных средств), в том числе в рамках механизмов реализации государственно-частного партнерства.
Полагаю, что сложившаяся ситуация требует незамедлительной разработки плана действий всех заинтересованных лиц (Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минздрава России, а также представителей частных медицинских организаций и предпринимателей, обладающих оборудованием и технологиями по переработке токсичных отходов).
Представляется целесообразным установить, какая часть медицинских отходов классов «Б» и «В» собирается, используется, обезвреживается, размещается, хранится, транспортируется, учитывается и утилизируется, в каких условиях и на каком оборудовании. Также считаю необходимым, навести порядок в этом вопросе как в организационном плане, так и производственном, путем создания в Москве специализированных утилизационных центров. Такие предложения в целом поддерживаются Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, однако, к сожалению, вопрос уже длительное время не решается.
В связи с этим мною было подготовлено письмо на имя Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина с просьбой провести совещание с привлечением всех заинтересованных сторон в целях скорейшей разработки необходимых мер по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в установленном порядке медицинских отходов классов «Б» и «В» на территории города Москвы.