Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Приоритетом бюджетной политики столицы остается социальная поддержка москвичей

21 ноября 2023, 19:35
Комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике рассмотрела и рекомендовала столичному парламенту принять законопроект «О бюджете города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов»

Ранее фракции партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия», а также постоянное депутатское объединение «Моя Москва» выступили с инициативой рассмотреть документ в рамках одного заседания столичного парламента, которое состоится 22 ноября 2023 года. 

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«На заседании комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике рассмотрели проект городского бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в части его социальной составляющей.

Считаем необходимым рассмотреть главный финансовый документ 22 ноября на одном заседании столичного парламента и выступаем с данной консолидированной позицией от парламентского большинства. Предлагаем фракциям и депутатам, не входящим в депутатские объединения, присоединиться к нашей инициативе.

Важнейший вопрос при работе над главным финансовым документом города – меры поддержки, которые получают миллионы москвичей. Подчеркну, что социальная сфера остается приоритетной в бюджетной политике столицы. Мы выполняем и будем полностью выполнять все социальные обязательства перед горожанами. Как и в прошлые годы, 50% расходов бюджета планируется направить на социальную поддержку москвичей, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные мероприятия.

В 2024 году 2,5 трлн рублей, а с учетом средств ОМС почти 2,9 трлн рублей, направят на расходы социального характера. В зоне особого внимания – пенсионеры, ветераны, семьи с детьми, малообеспеченные граждане, участники СВО и члены их семей. 

На оказание мер социальной поддержки москвичей в денежной и натуральной форме, среди которых доплаты к пенсиям, льготы по проезду в городском транспорте и оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), лекарственному обеспечению и многие другие, в проекте бюджета на 2024 год предусмотрено 615,9 млрд рублей. Для оказания адресной социальной поддержки горожан предусмотрено девять миллиардов рублей.

Льготами и субсидиями по оплате ЖКУ пользуются около 3,4 млн москвичей. На финансирование льгот по оплате ЖКУ отдельных категорий граждан в 2024 году планируется направить 31,4 млрд рублей. Расходы на выплаты субсидий на оплату ЖКУ семьям с невысоким уровнем дохода на 2024 год запланированы в объеме 23,8 млрд рублей.

Будут увеличены пособия и выплаты гражданам старшего поколения, семьям с детьми, инвалидам. Минимальный размер пенсии с городской доплатой вырастет до 24500 рублей в месяц – такую доплату получат около двух миллионов московских пенсионеров.

А с 1 января 2024 года на пять процентов будут проиндексированы размеры пособий и выплаты гражданам старшего поколения, семьям с детьми, инвалидам.

Более 157 млрд рублей направят на обеспечение бесплатного и льготного проезда отдельных категорий горожан в городском транспорте Москвы и Московской области, на Московских центральных диаметрах и в пригородном железнодорожном транспорте, включая бесплатные пересадки между разными видами рельсового транспорта.

Предусмотрены средства на комплексную адресную поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей: в полном объеме будут производиться установленные в городе выплаты, сохранится предоставление широкого спектра дополнительных мер социальной поддержки. Москва также продолжит оказывать помощь в восстановлении инфраструктуры Донецка и Луганска. Предусмотренные в бюджете средства будут направлены на ремонт социальных объектов, инженерных сетей и другие ключевые задачи».

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова:

«Несмотря на последовательное ужесточение санкционного давления со стороны недружественных стран, экономика Москвы, как и страны в целом, в текущем году адаптировалась к изменившимся условиям и вернулась к устойчивому развитию. В текущем году ожидается рост производства обрабатывающей промышленности на 13%, инвестиций – на 7,5%, номинальная заработная плата по итогам года увеличится на 8,5% при сохранении безработицы на рекордно низком уровне (не более 0,3%). Положительная динамика доходов отмечается практически во всех отраслях экономики.

Кроме экономических факторов, хочу обратить ваше внимание на то, что в текущем году произошли очень серьезные изменения налогового и бюджетного законодательства, которые повлияли на ход исполнения бюджета и ожидаемые итоги года.

В рамках внедрения этих новаций, регионам, в том числе и Москве, пришлось почти полностью перестроить систему кассового планирования, поскольку налоговые доходы сейчас поступают 13 раз в год. Отмечу, что финансирование всех расходных обязательств города осуществлялось четко по изначально запланированному графику и никаких кассовых разрывов допущено не было».  

Как отметила докладчик, завершение финансового года ожидается с хорошими результатами по доходам, которые к уровню прошлого года увеличатся на 12%, а к плановому объему на 2024 год – с превышением на 7%. По словам Елены Зяббаровой, в предстоящие три года доходы предусмотрены в следующих объемах: в 2024 году – 4,3 трлн рублей, в 2025 году – 4,6 трлн рублей, в 2026 году – 4,9 трлн рублей.

«Наиболее значимым доходным источником является налог на доходы физических лиц. Мы всегда с вами отмечаем увеличение удельного веса этого налога в общем объеме поступлений в городскую казну. Это стабильный источник доходов, рост поступлений которого во многом обеспечивается реализацией мер по стимулированию занятости и созданию новых рабочих мест.

В Москве действует программа стимулирования создания мест приложения труда и реализуются проекты, направленные на развитие кадрового потенциала экономики Москвы, – сообщила Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы. – Особый акцент Правительством Москвы делается на стимулировании занятости в высокотехнологичных и инновационных отраслях.

С учетом прогнозируемого сохранения позитивных тенденций на рынке труда и дальнейшего роста средней заработной платы поступления НДФЛ запланированы в 2024 году с ростом 8,7%.

Второй по значимости доходный источник – налог на прибыль. Ежегодное увеличение поступлений по этому налогу связано, главным образом, с ростом экономики города, то есть производством добавленной стоимости нашими московскими организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы. 

Усилия Правительства Москвы по стимулированию экономического развития сфокусированы на создании новых передовых экологичных промышленных производств, улучшении условий ведения бизнеса в столице, всесторонней поддержке предпринимателей. В результате в настоящее время около 70% поступлений по налогу на прибыль формируется широким кругом организаций различных отраслей, относящихся к стабильному сектору экономики.

Поступления по налогу на прибыль запланированы на 2024 год с ростом 8,8%».

По информации Елены Зяббаровой, расходы бюджета города Москвы на 2024 год запланированы в объеме 4,8 трлн рублей с ростом на 14,5% к уровню 2023 года.

«Проект бюджета Москвы сохраняет все основные приоритеты бюджетной политики прошлых лет, а также направлен на решение задач по обеспечению технологического суверенитета российской экономики, - подчеркнула руководитель Департамента финансов города Москвы. 

В 2024 году расходы на реализацию 13 государственных программ города Москвы составят 4,4 трлн рублей или 90% в общем объеме расходов».

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:

«Фракция партии «Единая Россия» на протяжении практически всего текущего года работала над своими предложениями по социально-экономической политике города Москвы, в том числе по формированию бюджета столицы. Мы встречались с нашими избирателями, трудовыми коллективами, общественными объединениями. Также в течение всего лета работали в штабе общественной поддержки нашего кандидата в Мэры Москвы Сергея Семеновича Собянина, выдвинутого от партии «Единая Россия».

Обобщив наказы избирателей, инициативы, идеи, которые прозвучали на встречах, подготовили предложения по формированию бюджета на 2024 год и направили в Правительство Москвы. В октябре, когда в Думу был внесен проект бюджета, мы очень внимательно изучили главный финансовый документ, привлекая наших экспертов. Большая часть наших предложений была учтена.  Мы пришли к выводу, что нет необходимости вносить еще какие-либо поправки. Именно поэтому отказываемся от внесения изменений в проект бюджета.

Мы обратились ко всем фракциям, депутатским объединениям и парламентариям, не входящим во фракции, с предложением принять проект бюджета на одном заседании, то есть в среду, 22 ноября. Нас уже поддержали и депутатское объединение «Моя Москва», и фракция партии «Справедливая Россия».

Бюджет нужен нашему городу. Документ необходимо в кратчайшие сроки принимать для того, чтобы с 1 января город жил с новым бюджетом. Будем голосовать за».

Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:

«Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, московская экономика не просто сумела справиться – она сумела вырасти. Прежде всего это связано с развитием основных отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса. И, конечно, это налоги, которые платят физические и юридические лица.

В ближайшие годы будет продолжена работа по наращиванию доходного потенциала бюджета города Москвы за счет стимулирования занятости и создания рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности, создания благоприятной инфраструктуры ведения бизнеса и новых высокотехнологичных промышленных производств, реновации старых промышленных зон, расширения налоговой базы путем вовлечения в налогообложение новых объектов без увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

С учетом этого ожидается, что в 2024 году доходы городского бюджета увеличатся на 7% по сравнению с 2023 годом, а в 2025–2026 годах прогнозируемый рост доходов составит 7,2% и 7,3% в год соответственно.

Прогнозируемый на следующий год темп роста доходов бюджета города Москвы позволит в необходимом объеме профинансировать расходные обязательства города.

В части расходов проект бюджета города Москвы на трехлетний период сохраняет преемственность с бюджетами прошлых лет и является программным, социальным, инвестиционным и направленным на решение задач по обеспечению технологического суверенитета российской экономики. Доля расходов социального характера превышает 50% всех бюджетных ассигнований на следующий год.

Приоритетами бюджета города Москвы в области расходов на 2024–2026 годы будут повышение уровня и качества социальных услуг, развитие промышленности и города Москвы.

Так, законопроектом предусмотрены средства на индексацию социальных выплат, увеличение фондов оплаты труда педагогических, медицинских, социальных работников, персонала учреждений культуры, научных сотрудников и иных категорий работников бюджетной сферы, оказание качественных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и досуга, улучшение работы общественного транспорта и реализация проектов создания и развития городской инфраструктуры.

Доля расходов в рамках бюджета развития составляет порядка 44% всех бюджетных ассигнований. В бюджете города Москвы на трехлетний период предусмотрены средства на строительство 307 социальных объектов, 35 км линий и 17 станций метрополитена, 1 электродепо, свыше 265 км автомобильных дорог, 60 пешеходных переходов и 72 искусственных сооружений. 

Таким образом, законопроект позволяет реализовать основные цели бюджетной политики на 2024–2026 годы: обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы города Москвы, сохранение высокого социального стандарта и безусловное выполнение принятых социальных обязательств перед населением, сохранение необходимой доли бюджета развития.

На основании изложенного комиссия МГД по экономической и социальной политике считает возможным поддержать законопроект и рекомендовать Московской городской Думе принять закон города Москвы «О бюджете города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» на заседании Московской городской Думы».

Участники заседания также рассмотрели и рекомендовали столичному парламенту принять проект закона города Москвы «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Также комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике рекомендовала Московской городской Думе принять законопроект «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения».

Общественная приемная