Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Пользователи средств индивидуальной мобильности должны придерживаться правил и скоростного режима

21 мая 2021, 15:17
Источник фото: пресс-служба МГД
Выездное заседание круглого стола «О перспективах нормативно-правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности» прошло на территории Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького по инициативе фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме и постоянного депутатского объединения «Моя Москва»

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:

«По инициативе фракции партии «Единая Россия» и депутатского объединения «Моя Москва» мы проводим круглый стол на актуальную тему. С развитием технологий меняется и наше отношение к транспортной мобильности. Взрывным образом развивается высокотехнологичное производство средств индивидуальной мобильности (СИМ). У людей реализуется мечта быстро передвигаться по улицам, тротуарам, не используя автомобиль.

Но скорости начинают зашкаливать. Находятся умельцы, которые искусственно увеличивают скоростные возможности своих электросамокатов. И вот они уже мчатся по тротуарам, создавая аварийные ситуации. Есть человеческие жертвы.

Правовая база не поспевает за жизнью: явление есть, а регулирования нет. В Мосгордуму поступает большое количество предложений от общественности: от запрета использования СИМ до различного рода ограничений.

Остановить технологический прогресс невозможно. Перед нами стоит задача понять, как разумно урегулировать ситуацию и найти баланс между интересами всех участников дорожного движения: пешеходов, автомобилистов и пользователей СИМ».

Председатель комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:

«Необходимо в кратчайшие сроки закрепить порядок передвижения средств индивидуальной мобильности и ликвидировать правовую неопределенность в этом вопросе. СИМ должны быть признаны транспортными средствами, то есть объектами повышенной опасности, со всеми вытекающими последствиями.

Несомненно, как и пешеходы, пользователи СИМ должны придерживаться правил и скоростного режима. Главное – решать проблему системно, на разных уровнях: ПДД, обустройство инфраструктуры, повышение уровня личной ответственности, внимательности, уважения к другим участникам дорожного движения. Опережающим, но правильным трендом считаю выделение отдельных полос для движения.

Особо значимой считаю классификацию СИМ по скорости. Она не должна превышать более 25 км/ч на проезжей части. Безусловный приоритет на тротуаре – у пешеходов. СИМ должны двигаться со скоростью пешеходного потока, а при создании помех лица, ими управляющие, должны спешиться.

Движение по магистралям и дорогам, особенно по таким как МКАД и ТТК, для СИМ должно быть запрещено. Электрический личный транспорт, достигающий скорости выше 25 км/ч, должен приравниваться к мопедам. СИМ может пользоваться только один человек, брать на борт кого-то еще необходимо запретить».

Также Елена Николаева сообщила, что планирует выступить с законодательной инициативой о введении материальной ответственности для прокатных, шеринговых сервисов за ДТП с участием выданного ими в аренду средства индивидуальной мобильности. «Это означает, что вы будете возмещать ущерб здоровью пострадавшим третьим лицам - как в ситуации с автомобилями», - пояснила парламентарий.  

Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:

«Для начала давайте поймем, насколько средства индивидуальной мобильности опасны. По данным московского ЦОДД, в 2020 году в столице произошло 156 ДТП с участием СИМ – цифра серьезная. За каждым случаем – пострадавшие или покалеченные граждане. За первый квартал текущего года зафиксировано 14 ДТП, в которых пострадало 13 взрослых и один ребенок. ДТП с участием СИМ – это 2% от общего числа аварий в Москве. Казалось бы, на уровне статистической погрешности, но когда мы говорим о снижении травматизма, то каждая доля процента важна.

Ко мне обращаются и москвичи, и общественные объединения с просьбой принять меры по поводу опасной езды на самокатах по тротуарам. Приводится вполне логичный довод, что СИМ может развивать скорость до 50 км/ч и при столкновении с пешеходом привести к серьезным травмам и летальному исходу. Звучат порой весьма радикальные предложения: а давайте приравняем СИМ к мопедам и будем выдавать права на их управление, давайте запретим им ездить по тротуарам.

Я не сторонник только запретительного подхода, всегда выступаю за необходимость создания условий. Ограничивая тот или иной вид транспорта, необходимо смотреть комплексно и помимо ограничительных шагов думать, как приспособить городскую инфраструктуру.

Буквально на днях Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в ответ на мой депутатский запрос сообщил, что в настоящее время Министерством транспорта РФ подготовлены поправки в ПДД, которые урегулируют правовой статус СИМ. Предлагаю, как минимум, дождаться информации о данных поправках. Кроме того, департамент сообщил о совместной с крупнейшими сервисами доставки работе по совершенствованию текущей инфраструктуры.

Мне кажется именно на это и необходимо сделать упор – на развитие инфраструктуры, на формирование культуры управления СИМ, на щадящее отношение бизнеса к своим работникам. Чтобы тот же курьер в попытке успеть выполнить все заказы не был вынужден нестись по тротуарам, сбивая прохожих».

Директор ГАУ культуры города Москвы «Парк культуры и отдыха «Бабушкинский», член комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Игорь Бускин, фракция партии «Единая Россия»:

«В небольших парках, не имеющих велодорожек, необходимо категорически запретить движение средств индивидуальной мобильности. В таких парках ширина дорожек составляет до двух метров. Люди там спокойно прогуливаются, а гонки на электросамокатах и сегвеях создают большой травматизм.

В столичных парках есть специальные площадки, где можно в свое удовольствие кататься на СИМ. По всей территории я бы запретил ими пользоваться. Сделал бы скоростное ограничение – 7 км/ч. По зеленым зонам Москвы вопрос об использовании СИМ нужно обязательно выделять в отдельный пункт».

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«Депутаты Мосгордумы с 2017 года занимаются данным вопросом, и сегодня мы можем внести существенный вклад в устранение имеющихся правовых пробелов.

Современные способы передвижения стали для мегаполисов новой реальностью, однако в законодательной базе это пока не учтено. СИМ стремительно набирают популярность и как развлечение, и как вариант экономичного и экологичного вида транспорта. Москва является лидером по количеству СИМов, власти столицы активно поддерживают сервисы аренды, предоставляя субсидии на их дальнейшее развитие. Благодаря этому в текущем году жителям и гостям столицы будет доступно не менее 10 тыс. электросамокатов.

Однако есть и другая сторона вопроса: современные способы передвижения принесли новые риски для всех участников дорожного движения. Печальная статистика с участием владельцев электротранспорта растет. По данным ЦОДД Москвы, в 2020 году количество ДТП с участием СИМ по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 66%. В столице было зафиксировано 156 подобных ДТП, в них пострадали 158 человек, в том числе 85 взрослых и 73 ребенка. Следует признать, что развитие технических средств и появление новых технологий опережают нормативно-правовое регулирование. Открытыми остаются многие вопросы, в том числе, в каком статусе находятся граждане, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности. Согласно ПДД, пользователи СИМ сейчас имеют статус пешеходов, что позволяет им избегать ответственности при ЧП».

Алексей Шапошников отметил, что в мире отсутствует единое универсальное решение обсуждаемой проблемы, однако многие страны уже ввели регулирование передвижения на средствах индивидуальной мобильности. «Это делается путем ограничения скорости, как поступили во Франции, Испании и Израиле, установив планку на уровне 25 км/ч или в Великобритании и Германии, где этот порог – 20 км/ч. Возможен вариант ограничения мощности до 500 или 250 квт. Также в этих странах передвижение на СИМ допускается только по велодорожкам, а при их отсутствии – по проезжей части. Передвижение по тротуарам допускается при значительных ограничениях, например, в Германии только при наличии специального знака», – отметил Председатель Мосгордумы. 

По итогам обсуждения вместе со столичными властями, ГИБДД по Москве и руководством крупнейших парков депутаты Мосгордумы продолжат работу по нескольким направлениям – на федеральном и городском уровнях. «Во-первых, необходимо поддержать включение в Правила дорожного движения нормы о регулировании движения СИМ и введение ограничения максимальной скорости до 25 км/ч, а при совмещенном движении с пешеходами – до 7 км/ч. За пешеходами остается приоритетное право передвижения.

Во-вторых, СИМ не являются транспортным средством, им запрещается движение по автомагистралям, для них вводятся специальные дорожные знаки и таблички. Поддерживаем также предложение Министерства промышленности и торговли РФ об их обязательной маркировке. В-третьих, нельзя использовать СИМ в состоянии алкогольного или иного опьянения.

Что касается решений на уровне города, предлагаем Правительству Москвы разработать проект нормативного правового акта, регулирующего порядок передвижения на СИМ на территориях городских парков, садов и других общественных пространств.

В документе должны быть учтены следующие моменты: скорость передвижения на СИМ ограничивается 15 км/ч; скорость передвижения во время первой поездки для впервые пользующихся СИМ дополнительно снижается; наличие отдельной площадки для лиц, обучающихся управлению СИМ; обязательное наличие велодорожек на территории парков, а при их отсутствии прокат не допускается; обязанность пользователей в темное время суток или в условиях недостаточной видимости перемещаться только на СИМ, оснащенных передними и задними габаритными огнями; запрет на передвижение двух человек на одном СИМ.

Аналогичные ограничения предлагаем предусмотреть и для велосипедов, в том числе электровелосипедов, в части скоростного режима и движения по тротуару. Кроме этого, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мы предлагаем проработать вопрос о создании «черного списка» нарушителей указанных требований, предъявляемых к пользователям СИМ, предусматривающего лишения права на аренду в городских сервисах.

Необходимо создать все условия для безопасности москвичей и гостей столицы, соблюдая интересы и пешеходов, и пользователей СИМ, и автомобилистов. Думаю, что передовой законодательный опыт Москвы в дальнейшем смогут использовать другие регионы и даже страны», – подвел итог Председатель Московской городской Думы.

Прозвучавшие предложения вошли в проект резолюции круглого стола.

Источник: пресс-служба Мосгордумы

Общественная приемная