Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Обновление парка и комфортные остановки: Сергей Собянин рассказал о планах возрождения трамвайного транспорта в Москве

04 мая 2023, 10:00
Московский трамвай сегодня — это 400 километров одиночного пути, 35 маршрутов, 855 остановок, пять депо и три тысячи водителей, слесарей и других специалистов

Через год, в апреле 2024 года, московскому трамваю исполнится 125 лет. Сейчас трамваи ежедневно перевозят около 600 тысяч пассажиров. В городском парке находится более 600 вагонов, из них 464 — современные трехсекционные трамваи «Витязь-Москва». Об этом в своем блоге написал Сергей Собянин.

Обновление парка и комфортные остановки: Сергей Собянин рассказал о планах возрождения трамвайного транспорта в Москве

Московский трамвай сегодня — это 400 километров одиночного пути, 35 маршрутов, 855 остановок, пять депо и три тысячи водителей, слесарей и других специалистов.

«По вместимости, эффективности, комфорту и экологичности трамвай не имеет себе равных среди других видов городского транспорта за исключением метро. Один трехсекционный вагон “Витязь-Москва” способен заменить до 200 автомобилей на городских дорогах. Трамвай уместен везде. Он одинаково хорош для небольших исторических улочек и широких проспектов. Трамвайные пути могут проходить через парк, и это не создаст никаких проблем для экологии леса», — отметил Мэр Москвы.

Тем не менее в начале нынешнего века многим казалось, что время трамвая прошло. Из-за роста числа автомобилей маршрутная сеть постоянно сокращалась. При этом можно было встретить модели, разработанные по технологиям середины прошлого века. Чтобы войти в такой трамвай, нужно было преодолеть три высокие ступеньки. Турникеты также доставляли неудобства.

Обновление парка и комфортные остановки: Сергей Собянин рассказал о планах возрождения трамвайного транспорта в Москве

«В общем, если ничего не предпринимать, то трамвай мог бы и не дожить до своего 125-летия. Лично я никогда не разделял пессимизма по поводу перспектив трамвайного движения. Более того, возрождение московского трамвая стало одним из главных приоритетов транспортной программы Правительства Москвы», — подчеркнул Сергей Собянин.

Обновление трамвайного парка

Ключевой задачей было обновление трамвайного парка. Трамвайные вагоны стоят дорого, но в отличие от автобусов служат не 8–10, а 30 и более лет. От выбора модели трамвая зависит многое: важен их внешний вид, а еще они должны быть комфортными для будущих поколений жителей столицы. Кроме того, контракты такого масштаба, как закупка сотен трамваев, дают импульс для развития огромной отрасли транспортного машиностроения и создают десятки тысяч рабочих мест.

Так, на столичных улицах появились трехсекционные трамваи «Витязь-Москва» — разработка российской компании — производителя электрического транспорта «ПК Транспортные системы». На сегодняшний день эта модель является самой массовой в городе.

«Витязь-Москва» — плавные, почти бесшумные, просторные, полностью низкопольные вагоны, оснащенные системой климат-контроля, разъемами для зарядки гаджетов, удобными площадками для пассажиров в инвалидных креслах и родителей с детскими колясками, медиаэкранами и спутниковой навигацией. В вагонах поставки последних лет есть крепления для велосипедов и подсветка, предупреждающая о закрытии дверей.

Помимо того, в Москву поступило несколько десятков низкопольных односекционных трамваев, очень похожих на «Витязь». Они курсирую по менее востребованным маршрутам, где нет необходимости в вагонах высокой вместимости.

За последние шесть лет город закупил более 500 трехсекционных и односекционных трамваев российского производства. В ближайшие пару лет появится еще 150 односекционных вагонов, и таким образом, обновление парка полностью завершится.

«И кстати, в трамваях “Витязь-Москва” с самого начала не было турникетов. Именно с них мы начали ликвидацию этого барьера в наземном транспорте Москвы. Бестурникетная система прохода экономит москвичам до 25 минут времени в пути», — уточнил Мэр Москвы.

Обособление путей

Вторая важнейшая задача модернизации трамвайной сети — обособление путей. В идеале современные трамваи и автомобили должны передвигаться по отдельным полосам и по возможности не пересекаться. На некоторых улицах обеспечить это невозможно, но там, где такая возможность есть, пути отделяют от проезжей части. Сегодня около 70 процентов линий обособлены, к концу этого года их доля увеличится до 80 процентов.

В ходе реконструкции путей специалисты стараются использовать экологичные шпалы из переработанного пластика. Они прочнее деревянных и меньше подвержены повреждениям. Один километр пути с пластиковыми шпалами сберегает от вырубки 140 деревьев.

За последние два года отремонтировано около 50 километров путей. На обновленных участках трамваи едут более плавно, а шум от их движения снизился до 20 процентов. Жить в домах вблизи путей стало ощутимо комфортнее.

Обновление парка и комфортные остановки: Сергей Собянин рассказал о планах возрождения трамвайного транспорта в Москве

Посадочные платформы и развитие сети

Для пассажиров предусмотрены приподнятые посадочные платформы, расположенные на одном уровне с полом трамвая. Таких платформ в городе уже более 370. Кроме того, в Москве устанавливают современные остановочные павильоны с разъемами для гаджетов, цифровыми информационными табло и экранами. Рассчитать время в пути становится еще проще.

Уделяется внимание и дальнейшему развитию трамвайной сети. Ремонтируются действующие участки и появляются новые маршруты. Несколько лет назад трамваи вновь стали курсировать возле Белорусского и Павелецкого вокзалов. А в феврале 2023 года произошло знаковое событие — после длительного перерыва трамваи вернулись на Авиамоторную и Солдатскую улицы и Госпитальный Вал. Вместо временных автобусов здесь снова ходят трамваи № 32 и 46. 

Также были организованы новые прямые маршруты от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до Курского вокзала и от станции «Сокольники» до станций метро «Пролетарская», «Дубровка» и станции Угрешская МЦК.

Обновление парка и комфортные остановки: Сергей Собянин рассказал о планах возрождения трамвайного транспорта в Москве

«Уже не удивительно, что московский трамвай стал не только любимым видом транспорта миллионов пассажиров, но и новой достопримечательностью столицы», — отметил Сергей Собянин.

С 2014 года в столице ежегодно проводится парад, в котором участвуют трамваи разных поколений. Сотни тысяч москвичей и туристов приходят посмотреть на ретровагоны: от конки до трамваев, которые еще несколько лет назад выходили на улицы столицы.

В мае этого года планируется организовать регулярные экскурсии на ретротрамвае «Татра-Т2». Во время поездки пассажиры смогут узнать много интересного об истории города и московского трамвая. Экскурсионный маршрут будет проходить от Волочаевской улицы до станции метро «Чистые пруды».

 

 

Спикер
Собянин Сергей Семенович
Собянин Сергей Семенович
Мэр Москвы, член Бюро Высшего совета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Общественная приемная