Несколько штабов одного кандидата
У временно исполняющего обязанности мэра Москвы Сергея Собянина оказалась не одна, а несколько структур, занимающихся поддержкой его инициатив и избирательной кампании. О том, как работают эти организации, корреспонденту «НГ» Александру МАЛЫШЕВУ рассказала руководитель Общественного штаба Сергея Собянина Людмила ШВЕЦОВА.
– Людмила Ивановна, сразу после начала сбора подписей Сергей Собянин озвучил весьма неожиданные инициативы: был и призыв отдать голоса Навальному, и идея на всех избирательных участках установить камеры наблюдения, а все избиркомы оснастить КОИБами. Кто генерирует такие предложения в штабе – сам Сергей Собянин или ему помогают сторонники?
– Начать надо с нескольких слов о самом общественном штабе. Десять лет не было выборов мэра Москвы. Получилось, что выборы для нас – это дело достаточно новое. При этом никогда не было общественных штабов кандидатов в мэры – были только аппаратные штабы или какие-то группы поддержки. Но Общественный штаб – это совсем другое. Объединение людей известных, достойных, узнаваемых в городе, которые знают свое дело и захотели поддержать нравящегося им кандидата. У нас сейчас 38 человек в штабе, среди них заслуженные люди, академики, ученые, профессионалы разных сфер – это достаточно широкая палитра жителей Москвы. Штаб создан по просьбе Сергея Семеновича, это его пожелание, он ему нужен и для того, чтобы советоваться, и для того, чтобы организовывать предвыборную кампанию. Мы создаем ту дискуссию, которая необходима для принятия правильных взвешенных решений. И, конечно, штаб всегда действует в стиле того, для кого он организован, и имеет с ним одну точку зрения. Тем более что Собянин в рамках предвыборной кампании показывает, как мне кажется, что он политик высокого уровня. То, что он хозяйственник – это уже понятно, мы два с половиной года видели, как он умеет управлять. И Собянин абсолютно точно и правильно сам генерировал идеи и принципы, с которыми он намерен пойти на выборы.
– Например?
– Например, принятие меморандума о честных выборах – он предложил конкуренцию, чтобы не было подтасовок при сборе подписей. Чтобы все 100 процентов подписей в поддержку кандидата на этапе выдвижения проверялись избирательной комиссией. Раньше такого не было, проверялось не более трети. Он предложил отказаться от «черных технологий» и даже от открепительных талонов, которые вызывали нарекания у ряда экспертов. Он выступал за максимальное широкое представительство кандидатов на выборах, чтобы москвичи имели возможность ознакомиться со всей палитрой программ. Если что-то не срабатывает, он принимает решения по ходу работы – как было с муниципальным фильтром. Ведь когда выяснилось, что мы набрали необходимое количество подписей депутатов, наш кандидат остановил сбор, поблагодарил всех, кто его поддержал, и даже попросил помочь пройти муниципальный фильтр своим конкурентам. Это были предложения от самого Собянина, но мы их обсуждали в штабе, он их объяснял нам и получил поддержку штаба. У нас с Сергеем Семеновичем в этом смысле абсолютно схожая точка зрения. Хотя могут быть и споры, как это реализовать. Но в идеях главный – кандидат. А все остальные ему помогают.
– Как поддерживают Сергея Собянина доверенные лица и чем эта структура отличается от штаба?
– Доверенные лица – это еще одна структура, люди, которых приглашает кандидат, чтобы они помогали ему на выборах. С другой стороны, это те, кто сам изъявляет желание быть доверенным лицом того или иного человека. Среди доверенных лиц, а их 74 человека, – тоже люди самых разных профессий, убеждений, разного возраста.
Но у нас в процессе работы сформировался еще один штаб – неформальный, молодежный. Мы брали ребят-волонтеров, которые выходили собирать подписи, общались с москвичами, получали от них наказы, которые затем оформлялись на бланках. И когда закончилась эта работа, Сергей Семенович встречался с ними в Сокольниках, и там возникла идея – не расходиться же волонтерам, они же хотят победы. И они объединились в молодежный штаб. Он фактически продолжает агитационную работу.
Кроме того, у нас больше двух сотен различных писем от организаций, предприятий, общественных организаций, предлагающих поддержку, призывающих опереться о них. Это не организовано сверху, Собянин категорически запретил так собирать народ.
Наш штаб – место, куда приходят горожане, которые хотят обратиться к кандидату. Кто-то со своими проблемами, кто-то с предложениями. У нас в штабе зафиксировано более 9000 обращений, 900 человек пришли лично – и с каждым нужно поговорить. Мы берем на себя работу с этими людьми, встречаемся с ними, обрабатываем их обращения.
– Какова главная задача штаба?
– Главное, о чем попросил нас Собянин, чтобы мы помогли ему обеспечить честность выборов. Мы с вами знаем, какие настроения были в городе после парламентских выборов. Тогда какие-то нарушения были фактом, какие-то оставались только на уровне подозрений, но в городской атмосфере царило недоверие к выборам. Было нежелание людей идти на выборы, потому что представлялось: все равно там все подтасуют. Но этот стереотип надо ломать любым путем, и это главный заказ Сергея Собянина. А все остальное – как решат москвичи. Понятно, что мы работаем на победу, иначе зачем мы нужны были бы в штабе, и мы верим в то, что он победит. Но нам важно обеспечить честную победу, чтобы у людей не осталось горького послевкусия после выборов.
– Вы говорили, что после выборов, возможно, будут использованы наработки разных кандидатов, чьи именно?
– Это будет решать уже избранный мэр. У него будет доверие москвичей и вместе с тем большая ответственная задача – выполнить те обещания, которые он дал. Поэтому он будет брать к себе в коллеги только профессионалов. При этом у Собянина сегодня молодая команда, я не думаю, что он будет с ней расставаться, но не исключаю, что он заинтересуется компетенциями кого-то из соперников. Мэр, всенародно избранный москвичами, имеет и больше полномочий, и больше ответственности. Потому не стоит говорить: вас избрали, а вы теперь соберите ваших соперников Иванова, Петрова и Сидорова из разных партий и давайте им работу. Можно вспомнить начало 90-х, когда у нас непрофессионалы руководили милицией, недвижимостью. Вспомните, что случилось, когда люди пришли во власть на революционном порыве. Управление городом – это дело профессионалов.
– Так кем должен быть градоначальник – менеджером или политиком?
– Эта дискуссия о том, политиком или управленцем должен быть мэр, – уместна. У нас большой демократичный город, и сказать, что нам нужен только управленец, было бы неправильно. Но все же, если говорить, чего в человеке должно быть больше, то системный управленец – это то, что нужно, чтобы 12-миллионный город жил нормальной жизнью. При этом он должен быть не чужд политике, что справедливо и для нашего кандидата, – он создал в городе Общественную палату, взаимодействует с гражданским обществом, тем более это очевидно потому, что он избирается не от какой-то партии, а как самовыдвиженец.
– Какова будет судьба штаба после выборов?
– Пока об этом сложно говорить. Люди, которые вошли в него, являются нашим городским активом, многие являются членами городской Общественной палаты, других организаций. Я не исключаю, что этот штаб может быть использован на каких-то следующих проектах. Сергей Семенович нас пригласил и потом решит, как распоряжаться этим потенциалом. Но уже сейчас очевидно, что люди, которые работают с ним в штабе, становятся для него партнерами.
http://www.ng.ru/regions/2013-08-05/5_shtaby.html