Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Москва-река снова станет транспортной артерией для пассажирских перевозок

27 января 2022, 17:00
Источник фото: duma.mos.ru
По инициативе фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме и депутатского объединения «Моя Москва» состоялось дистанционное заседание круглого стола «О развитии речного транспорта и речных перевозок Москвы в 2022 году».

1Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«Тема пассажирских перевозок по Москве-реке стала достаточно актуальной для депутатов Московской городской Думы и, самое главное, для москвичей. Большую часть времени по Москве-реке не только переправлялись грузы. К сожалению, с 2006 года регулярные пассажирские перевозки по разным причинам прекратились, но с точки зрения развития города в XXI веке, с точки зрения развития транспортных артерий Москва-река должна снова стать действующей именно пассажирской транспортной артерией.

С учетом развития набережных, появления новых кварталов, приближенных к Москве-реке, с учетом появления транспортно-пересадочных узлов, канатных дорог, которые уже есть и которые еще появятся, мы понимаем, что пассажирские перевозки по Москве-реке могут стать одной из самых эффективных возможностей передвижения по городу от места проживания до работы, учебы или любого другого пункта назначения. Поэтому сегодняшнее обсуждение очень важно для города и его жителей.

Предполагается, что проект организации речных перевозок, который мы будем сегодня обсуждать, существенно сократит время перемещения по городу в ряде направлений по сравнению с наземным и подземным транспортом, что, безусловно, сделает нашу городскую среду еще более комфортной.

Мы понимаем, что может потребоваться дополнительное и, скорее всего, не столько московское, сколько федеральное законодательное регулирование. У Московской городской Думы есть право внесения законодательной инициативы в Государственную Думу ФС РФ, поэтому мы можем в случае необходимости внести необходимые изменения на федеральный уровень. С удовольствием поддержим те идеи о развитии речного транспорта в столице, которые сегодня прозвучат на нашем круглом столе».

2Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:

«Мы проводим круглый стол по инициативе фракции партии «Единая Россия» и постоянного депутатского объединения «Моя Москва». 

Сегодня мы обсуждаем развитие речного транспорта и речных перевозок Москвы в 2022 году. Это очень многоплановая тема, связанная с различными отраслями городской жизни: транспортом, туризмом, общественным питанием, сохранением культурного и исторического наследия и многими другими. Река – это богатство и гордость любого мегаполиса. Мы не можем представить, например, Париж без Сены, Лондон без Темзы. Река играет очень важную роль в культуре и экономике городов.

К сожалению, при всей своей значимости и красоте Москва-река в течение долгих десятилетий воспринималась как некая артерия для перевозки грузов. По берегам создавалось много промышленных зон и складских комплексов, даже в центре города. Но 10 лет назад была поставлена задача повернуться лицом к реке. Она должна иметь другой статус и играть намного большую роль в жизни москвичей, которые ее очень любят. Не будем забывать и о малых реках, которые вместе с Москвой-рекой создают единое водное пространство столицы.

Мы только начинаем диалог с экспертами, судовладельцами, руководителями транспортных компаний и профильных департаментов исполнительной власти города Москвы. Выслушав позицию всех сторон, мы продолжим обсуждение этой важной темы».

3Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:

«Акватория города Москвы – это интересная и перспективная территория с особым статусом и большим потенциалом для развития!

Когда мы едем по набережным, пересекаем Москву-реку по мостам, выходим на Парящий мост в парке «Зарядье», мы понимаем, что транспортный, рекреационный, развлекательный потенциал речного пространства позволяет нам использовать его более интенсивно, что оно может быть очень востребовано москвичами.

Много лет мы мечтали, что по городским водным артериям, в свое время освобожденным от разных дебаркадеров и плавучих ресторанов, будут ходить не только прогулочные суда, но и появятся регулярные транспортные маршруты. В перспективе, например, это могут быть маршруты до аэропорта Жуковский.

В этой связи поддержанная Мэром Москвы инициатива о возрождении регулярных пассажирских перевозок на Москве-реке – это давно ожидаемая москвичами инициатива.

Уже сейчас, по планам, суточный пассажиропоток каждого водного маршрута может составить 15–16 тыс. пассажиров. Я полагаю, что при развитии и повышении удобства водного транспорта эта цифра будет значительно возрастать.

Как руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» и председатель комиссии Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию хотела бы отметить, что развитие речного транспорта создает большой потенциал для развития городских территорий, прилегающих к акваториям.

Длина фарватера Москвы-реки от МКАД на севере города до МКАД на юге составляет около 80 км, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 км. И, как говорят нам официальные источники, при этом только четвертая часть всех набережных благоустроена. Остальные прибрежные территории представляют собой заброшенный и неизвестный большинству жителей город. В ближайшие годы в Москве появится 64 км новых набережных и 40 общественных центров.

Развивая транспорт, мы неизбежно придем к тому, что новые транспортные связи будут способствовать преодолению депрессивности территорий и их активному развитию, облагораживанию. Мы уже видим, как работает в городе программа по развитию городских набережных, и развитие речного транспорта может стать важным стимулом для этого процесса».

Заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алексей Митяев:

«В Москве большой запрос на развитие речного транспорта – как существующих внутренних речных перевозок, так рекреационных и круизных.

В 2020 году проведена большая и сложная реставрационная работа по восстановления Северного речного вокзала. Было осмыслено историческое наследие и созданы новые функции так, чтобы здесь приятно было проводить время не только пассажирам. В сентябре 2020 года вокзал открылся и визуально выглядит так, как задумал советский архитектор Алексей Рухлядев.

В 2021 году была запущена паромная переправа Северный речной вокзал – Захарково. Предложение по восстановлению речной переправы было поддержано жителями САО и СЗАО, в нашем опросе приняли участие более 10 тыс. человек, так как это позволяет сократить время передвижения между районами. С августа по ноябрь прошлого года было продано более 50 тыс. билетов на переправу.

В 2022 году Южный речной вокзал и прилегающие к нему территории станут новым центром притяжения москвичей на юге города. Набережная будет развиваться, здесь появится остановка регулярного речного транспорта, прогулочных и круизных судов, а регулярный маршрут свяжет жителей с районом Нагатинский Затон. Открытие Южного речного вокзала планируется ко Дню города Москвы.

Летом 2022 года город запускает два маршрута на инновационном транспорте – электросудах. Запуск причалов планируется с 2022-го по 2024 год с учетом ввода новой застройки. Мы постарались сделать так, чтобы у новых маршрутов не было пересечений с прогулочными, которые успешно работают.

Кроме этого, активно развивается бассейн Москвы-реки в целом. 28% флота столицы составляют пассажирские суда, 45% – маломерные, остальное – круизные, банкетные, технические, ведомственные и другие. За период активной летней навигации 2021 года более чем вдвое увеличилось количество уникальных судов в день. Что касается текущих маршрутов коммерческих перевозчиков, то, по нашему анализу, они дублируются на 80%. Поэтому наша с вами задача – переосмыслить речное движение и предложить пассажирам удобные и безопасные маршруты, которые будут востребованы.

Также Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы наметил для совместной работы с законодателями четыре приоритетные темы: управление маршрутной сетью в целом, управление инфраструктурой причалов, введение цифровой системы билетов и постепенная интеграция в «Московский транспорт», перемещение судов и создание законных заправочных станций».

И.о. начальника Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Ромазанов:

«Мы готовы к рассмотрению различных изменений нормативно-правовой базы с целью улучшения эффективности и безопасности движения на реке. Мы работаем в тесной связке с Департаментом транспорта, с ЦОДД для внедрения комплексной информационной системы мониторинга речного транспорта (КИС МРТ).

Готовы рассматривать предложения судовладельцев по лицензированной базе. Сейчас введен новый электронный реестр лицензированной базы по пассажирским лицензиям. Работа проводится глобальная с точки зрения упрощения подачи заявлений и их рассмотрения, а также рассмотрения правовых нарушений. Мы готовы рассматривать все инициативы».

Заместитель руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Александр Иванов:

«Мы со своей стороны можем только поддержать все те замечательные идеи, которые были озвучены в ходе круглого стола. Готовы и к совместной работе, в том числе рассматривать любые вопросы, находящиеся в нашем ведении. Если потребуется внесение изменений в столичную нормативную базу – будем отрабатывать и эту задачу. Предварительный анализ показывает, что в той части коммуникаций, которые у нас существуют с бизнес-сообществом, работающим в акватории Москвы-реки, у нас особых проблем нет».

Директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «ТАМА» Норайр Блудян:

«Предполагаю, что нам придется решать вопросы конкуренции между маршрутизированным флотом и круизными перевозками. Поэтому здесь потребуется серьезная работа, чтобы максимально защитить и тот бизнес, и развивать маршрутизированный речной флот.

Ассоциация готова принять участие в дискуссиях, принятии решений, исследованиях, которые проводятся и только планируются. И если вернуться к истории, то не стоит забывать, что Москва имела серьезный грузовой речной флот. Миллионы тонн грузов перевозили именно по реке. Вероятно, нам надо будет вместе с профильным Департаментом рассматривать проект комплексного развития реки, в том числе, возможно, с грузовыми перевозками».

Генеральный директор ООО «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов:

«Полностью поддерживаем инициативу Дептранса. Более того, мы являемся участниками проекта по запуску экобасов (Ecobus) в центральном рельефе Москвы. Бесшумный ход и отсутствие выхлопов делают эти электрические речные трамваи идеальным решением для перевозки пассажиров по городским водным артериям. Это полностью российская разработка с использованием отечественных материалов, конструкций и технологий.

Мы вышли с предложением к руководству Северного речного вокзала о переключении круизных судов на электропитание во время стоянки у причала. К сожалению, собственными силами мы этого сделать не сможем, потому что это достаточно внушительные инвестиции.

Также хочу отметить, что мы в рабочем порядке достаточно активно сотрудничаем с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Что касается дальнейшего развития прогулочного флота нашей компании, то мы свое будущее видим в судах на электрической тяге. Надеемся, что экобасы будут востребованы в Москве».

По итогам круглого стола было принято решение поддержать озвученные предложения Транспортного комплекса. Участники также договорились провести повторную встречу весной-летом 2022 года. Итог обсуждения подвел Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:

«Все прозвучавшие в ходе круглого стола вопросы и предложения будут зафиксированы и обобщены. Мы только в начале пути. Сегодня мы хотели в первую очередь послушать органы власти, судовладельцев, руководителей компаний. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем серьезно продвинуться вперед. Город Москва и Москва-река должны развиваться вместе. Ждем ваших идей и запросов о том, какие именно меры поддержки необходимы. Мы готовы выходить и в Правительство РФ, и в Государственную Думу, чтобы совместными усилиями развивать реку».

5

Общественная приемная