Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Мосгордума приняла закон о бюджете столицы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

22 ноября 2023, 20:45
Как и в прошлые годы, у столицы будет социальный бюджет

Депутаты столичного парламента приняли Закон города Москвы «О бюджете города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов». Доля социальных расходов в принятом бюджете превысила 50%, они вырастут на 15,5%. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова отметила, что, как и в прошлом году, формирование проекта бюджета осуществлялось в условиях жесткого санкционного давления со стороны недружественных стран.  

«Однако, если ранее мы говорили о высокой степени экономической неопределенности, то сегодня можно утверждать, что экономика Москвы, как и страны в целом, выдержала беспрецедентное внешнее давление, смогла адаптироваться к изменившимся условиям и вернуться на траекторию долгосрочного устойчивого роста. Подтверждением этому служат и показатели исполнения бюджета Москвы.

Сегодня мы видим рост доходов бюджета с темпами, значительно опережающими инфляцию. Положительная динамика доходов отмечается во всех отраслях экономики: в обрабатывающей промышленности, транспорте, строительстве, ИТ-сфере, торговле, финансово-кредитном секторе. Мы ожидаем завершение финансового года с увеличением доходов более чем на 12% к уровню прошлого года, — сообщила Зяббарова. – Бюджет города на следующие три года сформирован на основе базового сценария прогноза социально-экономического развития, предусматривающего поступательный рост московской экономики. Это реалистичный прогноз, основанный на позитивных тенденциях, наблюдаемых в экономике города со второй половины прошлого года. Ключевыми факторами роста будут являться: замещение отечественными производителями продукции ушедших с рынка иностранных компаний; переориентация экспорта на новые рынки; сохранение комплекса мер поддержки городской промышленности и малого и среднего предпринимательства; стабильная ситуация на рынке труда». 

Как подчеркнула докладчик, устойчивость и сбалансированность бюджета в долгосрочном периоде позволяет сохранять только бюджетное планирование, основанное на реалистичных подходах к прогнозированию доходов. «Это необходимое условие для решения приоритетных задач бюджетной политики, а именно: обеспечения надежной социальной защиты москвичей, повышения качества услуг, предоставляемых населению, поддержки экономики, повышения безопасности и реализации обновленных планов развития города, – сообщила Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы. – Основные характеристики бюджета по доходам таковы: в 2024 году – 4,3 трлн рублей, в 2025 году – 4,6 трлн рублей, в 2026 году – 4,9 трлн рублей. Темп роста доходов на 2024–2026 годы составляет порядка 7,0% ежегодно».

Елена Зяббарова добавила, что одним из драйверов роста экономики и доходов бюджета сегодня является промышленность. Этот сектор столичной экономики неуклонно растет темпами, превышающими общероссийские, благодаря мерам Правительства Москвы по стимулированию развития промышленного потенциала города, реновации старых производственных зон, созданию инфраструктуры для локализации современных производств. Всесторонняя поддержка московской промышленности в предстоящей трехлетке останется одним из приоритетов города, отметила докладчик. По ее словам, доходы бюджета города Москвы формируются благодаря широкому кругу налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в различных секторах экономики. В городе нет бюджетообразующих отраслей. и доходная база является устойчивой, а предусмотренный проектом бюджета на следующие три года прогноз доходов – надежным и обеспеченным экономическим потенциалом города.

«До конца 2025 года планируется завершить модернизацию городских поликлиник. В результате 100% амбулаторного фонда столицы будет обновлено по новому московскому стандарту, – отметила Елена Зяббарова. – Продолжится переход на новый стандарт оказания экстренной медицинской помощи. Завершится создание сети флагманских центров на базе 6 крупнейших стационаров города, а также запланирована модернизация столичной службы экстренной помощи: будет проведена реконструкция приемных отделений городских стационаров по тем же принципам, что и во флагманских центрах. Это позволит оказывать эффективную и своевременную экстренную медицинскую помощь в сфере лечения травм, отравлений, обострения хронических заболеваний и прочих экстренных состояний и станет важнейшим шагом в повышении качества лечения москвичей.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджета в следующем году будет направлено 14,5 млрд рублей, а с учетом средств ОМС – более 34 млрд рублей. Будет продолжено развитие инновационных методов лечения: проведение операций с использованием робототехники, аппарата «Гамма-нож», трансплантации костного мозга и других высокотехнологичных операций. Более 55 млрд рублей предусмотрено в 2024 году на обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами».

Как сообщила Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы, в столичном бюджете предусмотрено увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы. Также будут продолжены выплаты всех установленных доплат учителям, врачам, медсестрам и другим категориям работников.

«Вложения в городскую инфраструктуру и активная инвестиционная политика обеспечивают развитие города, приток частных инвестиций в экономику, рост экономики и повышение уровня жизни горожан. На каждый вложенный в инфраструктуру рубль из бюджета приходит почти 4 рубля частных инвестиций, – подчеркнула Елена Зяббарова. – В проекте бюджета сохранена весомая доля бюджета развития. В предстоящие три года она, как и ранее, составляет более 40%, а в абсолютной сумме за три года это 6,5 трлн рублей, из которых на ремонты, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, на реализацию программы реновации и другие мероприятия планируется направить 3,8 трлн рублей. На реализацию Адресной инвестиционной программы в предстоящие три года планируется направить 2,7 трлн рублей.

Крупнейшим направлением бюджетных инвестиций остается транспортная система, капитальные вложения в которую составят за три года почти 1,4 трлн рублей». 

На строительство социальных объектов в трехлетке будет направлено 711 млрд рублей, что на 50 процентов больше, чем в предшествующей трехлетке по Адресной инвестиционной программе, отметила докладчик. Будет построено более 130 объектов здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта. Темпы реализации программы реновации жилищного фонда будут увеличены в два раза. За три года планируется построить и ввести 6,2 млн кв. метров жилой площади, что позволит переселить свыше 175 тыс. жителей расселяемых пятиэтажек.

«Законопроект соответствует нормам бюджетного законодательства, сбалансирован по финансовым показателям. Все основные приоритеты бюджетной политики, которые мы с вами соблюдали в предшествующие годы, в проекте бюджета сохранены, – отметила в завершение доклада Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова. – Еще раз повторю: обеспечивается социальная направленность бюджета, обеспечиваются высокие темпы развития городской инфраструктуры, поддержка экономики, проектов по обеспечению технологического суверенитета и, что очень важно, устойчивость и стабильность бюджетной системы города».

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») напомнил, что по итогам встречи в Мосгордуме с представителями фракций партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия», а также депутатского объединения «Моя Москва» парламентское большинство выступило с консолидированным предложением о целесообразности рассмотрения законопроекта в рамках одного заседания. Шапошников поблагодарил коллег за конструктивную и эффективную работу, готовность к диалогу по ключевым для города вопросам.  

«В сегодняшних реалиях длительное обсуждение проекта бюджета невыгодно Москве и москвичам. Городу нужны четкие экономические параметры, по которым он сможет в самом ближайшем будущем усиливать социальную поддержку жителей, поддерживать участников СВО и членов их семей, участвовать в восстановлении новых регионов страны, продолжать свое развитие. Оперативно задать такие ориентиры – одна из ключевых общих задач для исполнительной и законодательной власти столицы, – подчеркнул Председатель МГД. – Как и в прошлые годы, у столицы будет социальный бюджет – более 50% расходов будет направлено на социальную поддержку москвичей, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные мероприятия. Ассигнования составят 2,5 трлн рублей. Помимо традиционно ярко выраженной социальной составляющей, бюджет остается программным и инвестиционным.

Отмечу, что нынешний бюджет будет вторым, сверстанным в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств. Однако, несмотря на его последовательное ужесточение, московская экономика не только успешно адаптировалась к текущим вызовам, но и вышла на траекторию устойчивого роста, который наблюдается во всех основных отраслях экономики. Стабильно увеличиваются поступления по налогам, напрямую зависящим от результатов экономической деятельности физических и юридических лиц: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и специальных налоговых режимов.

Обозначу стратегические программы и направления. Крупнейшей городской программой останется «Столичное здравоохранение». В 2024–2026 годах продолжится реализация масштабной программы модернизации инфраструктуры московского здравоохранения. В частности, до конца 2025 года планируется завершить реализацию второго этапа крупнейшей городской программы модернизации амбулаторного звена. Это позволит внедрить новый московский стандарт во всех поликлиниках Москвы.

На развитие московского образования в 2024 году будет направлено 547,5 млрд рублей. Начнется масштабная программа обновления столичных школ, которая предполагает модернизацию более 900 зданий образовательных учреждений. На будущий год запланирована реконструкция 50 школьных зданий.

Увеличатся пенсии – с городской доплатой их минимальная сумма составит 24 500 рублей в месяц. Вырастут пособия и выплаты семьям с детьми и людям с инвалидностью, продолжится планомерная поддержка участников СВО и их близких.

Бюджет-2024 – это бюджет развития. В главном финансовом документе столицы строительство и реконструкция метро, дорог, больниц, школ, детских садов и других городских объектов, приобретение нового оборудования составит 44% расходов. Запланировано строительство 6,2 млн квадратных метров жилья для 175 тыс. семей по программе реновации.

Важнейшим приоритетом остается поддержка реального сектора экономики. Это залог наполнения нашего бюджета и выполнения всех социальных гарантий перед москвичами. В 2024 году продолжатся все программы поддержки предпринимателей, включая льготное кредитование, развитие импортозамещающего и инновационного производств, туристической отрасли. В целом на прямую финансовую поддержку экономики планируется направить 15,8 млрд рублей.

Общие параметры городского бюджета, внесенного Мэром Москвы Сергеем Собяниным в Мосгордуму, составят на 2024 год по доходам почти 4,3 трлн рублей, по расходам – около 4,8 трлн рублей, размер дефицита планируется в объеме 500,3 млрд рублей, а в плановом периоде прогнозируется снижение дефицита. Параметры бюджета создают условия для развития города, повышения качества жизни горожан, высоких темпов экономического развития Москвы.

Бюджет столицы полностью отражает интересы москвичей, он формируется из реальных потребностей жителей нашего города. Подчеркну, что принятый документ обеспечивает сохранение высокого социального стандарта и безусловное выполнение принятых социальных обязательств перед населением».

Спикер
Шапошников Алексей Валерьевич
Шапошников Алексей Валерьевич
Член Президиума партии «Единая Россия», Председатель Московской городской Думы

Общественная приемная