Мосгордума готовит федеральную законодательную инициативу об усилении административной ответственности за загрязнение окружающей среды

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:
«Мы готовили данную законодательную инициативу давно. Надеемся, что депутаты поддержат проект постановления Думы «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
В ноябре 2019 года фракция партии «Единая Россия» в Мосгордуме провела круглый стол на тему «Несанкционированные свалки на территории Новой Москвы». Однако эта тема актуальна и для «старой» Москвы, и для Подмосковья».
Председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов, фракция партии «Единая Россия»:
«Документ разработан в целях пресечения правонарушений, связанных с загрязнением территорий отходами производства и потребления и причинением вреда окружающей среде от подобных правонарушений.
Организация стихийных несанкционированных свалок промышленных, строительных и бытовых отходов продолжает оставаться одним из самых распространенных видов природоохранных правонарушений, опасность которых трудно переоценить. Такие отходы оказывают крайне негативное влияние на все составляющие окружающей среды: атмосферный воздух, поверхностные и подземные, в том числе питьевые воды. Почва в местах складирования отходов подвергается заражению различными химическими веществами и поэтому требует проведения специальных мероприятий по рекультивации.
Кроме того, нелегальные полигоны – крайне пожароопасные объекты. И очень непросто потушить такой пожар, учитывая опасность, что он перекинется на лесные массивы, жилые дома. Подобные печальные случаи уже происходили.
Порядок сбора, накопления, транспортирования, утилизации и размещения отходов производства и потребления, а также ответственность за нарушения в указанной сфере предусмотрены законодательством РФ, но действующие нормы требуют дальнейшего совершенствования в связи с проблемой организации массовых незаконных свалок промышленных, строительных и бытовых отходов, в частности на территории Москвы и Подмосковья.
Данные статистики свидетельствуют, что поступившие в органы внутренних дел сообщения о фактах незаконного сброса отходов составляют около 11% от общего числа сообщений об экологических правонарушениях. При этом ущерб, причиненный окружающей среде в результате несанкционированного сброса отходов, как правило, намного превышает сумму назначенных и взысканных штрафов».
Александр Козлов сообщил, что в Москве за период с января 2019 года по август 2020 года только на территории Троицкого и Новомосковского административных округов за незаконный сброс отходов было назначено административных штрафов на общую сумму 725 тыс. рублей.
В соответствии с действующими положениями КоАП РФ ответственность за сброс отходов с транспортных средств наступает по части 1 статьи 8.2 Кодекса, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.
«Однако в условиях, когда средняя стоимость «услуги» по незаконному вывозу контейнера с отходами в московском регионе составляет 10 тыс. рублей, штраф в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей не обеспечивает должного профилактического воздействия на правонарушителей и не является стимулом для соблюдения ими требований законодательства.
В целях пресечения сброса отходов с транспортных средств и установления соразмерного наказания за совершение указанного правонарушения законопроектом предлагается внести изменения в части 1-3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, увеличив размер штрафных санкций, налагаемых на граждан. Также законопроектом в статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводятся новые составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды. Законопроект распространяет действие предлагаемых частей 31-34 статьи 8.2 на случаи сброса отходов с транспортных средств в лесах. С этой целью указанные случаи исключаются из части 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Органы экологического надзора и органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (в пределах их полномочий в соответствии с лесным законодательством), наделяются полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемыми частями статьи 8.2 Кодекса. Должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделяются правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 31-34 статьи 8.2 КоАП РФ в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан и организаций», – добавил Александр Козлов.
Законопроектом также предлагается предусмотреть возможность фиксации административных правонарушений, предусмотренных проектируемыми частями 31-34 статьи 8.2 КоАП РФ, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и распространить на эти случаи особый (упрощенный) порядок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 2.61 и частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
«Работа над данным проектом ведется совместно с депутатами Московской областной Думы. Они уже приняли соответствующее постановление в начале марта 2021 года. Считаю, что такая совместная работа законодателей является примером продуктивного и эффективного взаимодействия в рамках совершенствования нашего российского законодательства.
Принятие данного законопроекта станет важным и ответственным шагом для всех нас, – резюмировал Александр Козлов. – Совместными усилиями мы сможем решительно поменять регулирование правоотношений в области сбора, накопления, транспортирования, утилизации и размещения отходов. Это положительным образом скажется на окружающей среде, позволит избежать негативного влияния несанкционированных свалок на нашу жизнь».
Участники совместного заседания комиссий Мосгордумы приняли решение рекомендовать столичному парламенту принять проект постановления в первом чтении с учетом изменений редактора и при отсутствии поправок – в целом.
Справка.
В соответствии с проектом постановления МГД «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, выразившееся в сбросе (выгрузке) из транспортного средства отходов производства и потребления вне объектов накопления и размещения отходов, иных специально отведенных мест, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере десяти тысяч рублей.
Повторное в течение года совершение указанного административного правонарушения повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере двадцати тысяч рублей.
Подробнее - сайт МГД.