Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

«Мне стыдно отдыхать»: Милена Авимская — о театре, войне и женском долге

15 июля 2025, 15:37
Источник фото: Личный архив депутата МГД М. Авимской
Директор Театра Российской Армии в интервью Daily Storm рассказала о том, как совмещать руководство крупнейшим театром, помощь семьям СВО и депутатскую работу

Милена Авимская — директор Театра Российской Армии и депутат Мосгордумы. Она пришла в политику из культуры и быстро поняла: здесь нет поблажек. Нужно одинаково глубоко разбираться в реставрации памятников, протезах для бойцов СВО и шумозащитных экранах, которых так ждут жители окраин. В интервью Daily Storm она рассказала о том, чему научилась в политике, как отличает искренний патриотизм от формального, почему считает важным децентрализовать культуру и что помогает не выгорать, когда проблем больше, чем ролей в репертуаре.

— Вы пришли в Мосгордуму из культуры. Что стало неожиданностью в работе депутата?

— Я была подготовлена, поэтому сказать, что что-то меня ошеломило — нет. Но удивило другое: депутат должен ориентироваться во всех сферах жизни. ЖКХ — значит разбирайся. Парковки — тоже. Это не вопрос желания. Это — обязанность. И мне это нравится. Я перфекционист. Чем сложнее задача — тем больше во мне включается энергии. Когда кто-то теряется — я наоборот мобилизуюсь. Это не заслуга. Просто Богом дано.

— Ваш округ считается непростым. С какими жалобами чаще всего приходят?

— Больше всего поражает, насколько тяжело людям дается чужая свобода. Кто-то разводит змей, и мыши разбегаются по подъезду. Кто-то держит 32 кошки — запах, жить невозможно. Кому-то отключили канализацию за долги — и он выбрасывает все из окна. Наркоман устраивает у себя притон, и всем остальным невыносимо. Все это — не единичные случаи. И в этих ситуациях сложнее всего помочь. Мы подключаем полицию, СЭС, управу. Но закон так устроен, что права нарушителя часто оказываются защищеннее, чем права жертвы. Это поражает.

 
Фото из личного архива героя публикации

— Есть ли типовые, «мягкие» запросы?

— Есть. Пандусы, помощь пожилым, устройство детей в школы, оборудование для участников СВО. Это — ежедневные дела. Они решаются. Без громких слов. А вот, например, на улице Зеленоградской — шумозащитные экраны так и не установили. Люди покупали квартиры под пение соловьев, а теперь под окнами хорда и круглосуточный шум. Мы год бьемся — и будем добиваться.

— Вы активно работаете в комиссии по культуре в Мосгордуме. Какие законодательные изменения вам особенно важны?

— Один из ключевых законопроектов — об объектах культурного наследия. Мы учли, что со временем такие объекты ветшают, и важно сохранить их максимально эффективно. Теперь можно согласовывать реставрацию не всего здания целиком, а отдельных его частей. Например, если у здания 34 тысячи квадратных метров, а пострадали только балясины на крыше — достаточно согласовать ремонт только их, а не всего объекта. Это упрощает работу, снижает стоимость и ускоряет процесс, при этом ответственность за сохранность остается.

— Какие еще проекты вам запомнились?

— Мы провели замечательный конкурс патриотического детского рисунка. Дети от 7 до 17 лет рисовали на заданные темы, и работы были очень трогательные. Много рисунков, где изображены руки — ребенка и бабушки или дедушки. Или объятия, возвращение папы с войны, глаза в глаза. Очень теплые, нежные сюжеты о семье, доверии, передаче знаний и силы от старшего поколения младшему. Это очень светлая тенденция.

— Сегодня многие культурные проекты в Москве становятся громкими, но, как говорят жители, недоступными. Что вы думаете о равенстве доступа к культуре — особенно в контексте центра и окраин?

— Это прямо моя боль. Когда мы обсуждали проект «Лето в Москве» на одном из заседаний, я как раз об этом и говорила. Были представители департаментов, Правительство Москвы — и я сказала: нельзя допускать такой жесткой дифференциации между центром и окраинами. Эти красивые, роскошные проекты должны появляться не только в центре. Хоть иногда, но они обязаны доходить до округов.

Вот, например, мой Левобережный округ сам по себе красивый: зелень, виды, огромные прогулочные зоны, Северный речной вокзал — потрясающее место. Но не хватает арт-объектов, фонтанов, каких-то неожиданных клумб, дизайнерских решений, как в центре. Почему этого нет на окраинах? Я надеюсь, что меня тогда услышали. И не только меня — другие коллеги тоже поднимали этот вопрос. Это ведь не просто эстетика. Это ощущение: ты живешь в городе, где тебя уважают, где для тебя делают.

— То есть это не только про комфорт — это про равенство?

— Конечно. Я родилась в северном Казахстане, в маленьком городе с населением 300 тысяч. И у меня никогда не было мысли уехать в Москву или в Алма-Ату. Мы были счастливы в своем городе. У нас были музеи, театры, свои культурные центры — и нам этого хватало. Не было этого болезненного стремления в столицу. Мы чувствовали, что наша точка на карте — не хуже других. Мне кажется, вот эта идея децентрализации — ключ к будущему. Чтобы каждый город, каждый район, каждый округ был для своих жителей полноценным центром жизни. И тогда не нужно будет никуда стремиться. Тогда человек будет чувствовать себя нужным и важным — не в зависимости от адреса. Меня так учил мой профессор социологии: относиться одинаково — и к уборщице, и к президенту. И к жителю центра, и к жителю окраины. Только тогда у нас будет справедливость.

Фото из личного архива героя публикации

— Какие культурные инициативы вы хотели бы реализовать именно в своем округе?

— Очень хочется, чтобы в каждой школе был театральный кружок. Театр увлекает. Даже самого замкнутого ребенка можно включить — кто-то играет, кто-то рисует декорации, кто-то поет. Это коллективное дело, и оно соединяет.

А еще я давно думаю о символе для севера Москвы. Например, сделать «Северные ворота Деда Мороза» на Северном речном вокзале — как будто он въезжает в столицу именно отсюда. Или арт-объекты с простыми, теплыми словами — «Я с севера». Это же правда. Я родилась в северном Казахстане, жила в Сургуте, в Петербурге. Всегда на севере.

Хочется восстановить Третью линию обороны. В парке еще остались старые окопы времен Великой Отечественной. Их можно сделать доступными, превратить в арт-пространство или маршрут памяти. Чтобы мальчишки понимали: их время может тоже прийти. Чтобы росли с этим осознанием — как мы, женщины, растем с инстинктом заботы.

— Милена Юрьевна, вы — директор театра, депутат, и при этом член партии «Единая Россия». Это укладывается в ваш образ жизни? Не бывает внутренних противоречий?

— Нет, пока я не сталкивалась с чем-то, что вызывало бы внутренний конфликт. Я много лет была сторонником партии, и вступление в нее стало осознанным шагом. Я познакомилась с программой, с людьми, с их работой — и только после этого приняла решение.

Мне близка идея коллективного действия. Сегодняшнее время само диктует: справиться можно только вместе. Плечом к плечу. Может, мне это легко понять, потому что я из театра. Когда зрительный зал пустой, в нем 300 человек вместо полутора тысяч — возникает ощущение ненужности. А когда зал полон, когда ты смотришь направо, налево, вверх — и везде люди, и все они вместе проживают спектакль, смеются, плачут, дышат в унисон — тогда и возникает настоящее чувство общности. Это и есть театр. Это и есть партия — в том смысле, когда ты чувствуешь: рядом люди, которые верят в общее дело.

— Получается, вы чувствуете в «Единой России» ту же искренность и прямоту, что и в зрительном зале?

— Абсолютно. В театре невозможно сыграть восторг. Если спектакль не тронул — никто не будет аплодировать. А если тронул — зал взрывается. В партии — так же. Я вижу настоящих людей. Вижу, что слышат и понимают. Особенно во время СВО это стало очевидно. «Единая Россия» была одной из первых, кто начал оказывать помощь. «Женское движение Единой России» — мощное, живое, очень деятельное.

Меня поражает Ирина Дмитриевна Елиферова (замруководителя исполкома МГРО партии. — Примеч.Daily Storm). Хрупкая, обаятельная женщина — сама садится за руль, сама везет гуманитарную помощь, сама разгружает. В ней такая внутренняя сила, такая мощь… Вот на таких женщинах держится тыл. А мы — тыл. Мы не можем позволить себе сдаться. Там, на фронте, работают мужчины. А здесь — мы. И мы тоже обязаны быть сильными.

— То есть вы даже отдыхать себе не позволяете?

— Мне стыдно отдыхать. Серьезно. Потому что знаю, как живут и работают мои коллеги в Министерстве обороны. Три года без выходных. В отпуске — по три-пять дней максимум. У них нет передышки. У всей страны сейчас нет передышки. Поэтому и у меня нет. Мы все стоим. И будем стоять.

— Вы одновременно возглавляете Театр Российской армии и работаете как депутат. Как удается все это совмещать?

— Сейчас — легко. Хотя поначалу меня мучила совесть. Я выезжала на встречи с жителями, с молодежью, с советами ветеранов — и думала: отнимаю время у театра. Старалась делать все рано утром, поздно вечером, в выходные. Но в какой-то момент поняла важную вещь: зрители нашего театра и мои избиратели — это одни и те же люди. Зачем делить их на «зрителей» и «избирателей»? Это жители Москвы, граждане нашей страны. И если я могу им помочь — неважно, в каком статусе.

Иногда ко мне приходят артисты с просьбой, и я даже не думаю — как директор я сейчас им помогаю или как депутат? Я бы и раньше помогала — просто тогда на общественных началах, а теперь у меня есть полномочия. И я имею право обратиться в любой орган исполнительной власти. Это меня не пугает. Обязательства — это не про тяжесть, это про возможность сделать добро.

— В вашем театре в последние годы стало больше спектаклей с патриотическим содержанием. Что для вас вообще — патриотическое искусство? Где грань между искренним и формальным?

— Формального патриотизма я не признаю. Даже слово это не люблю — оно какое-то узкое. Патриотизм — не лозунг и не штамп. Для меня это спектакли о преданности, долге, мужестве, доблести, заботе о ближнем, способности прощать, делать добрые поступки. Это театр о человеке, который в любом возрасте может надеяться на чудо, на добро, на перемены к лучшему. Это — живой театр, и он работает.

Вот возьмем «Маскарад» Лермонтова. Казалось бы — классика, драма. А ведь это по-настоящему патриотический спектакль. Потому что он о правде. О том, что даже маленькая ложь разрушает жизни. Что если ты не доверяешь — ты разрушаешь семью, общество, страну. Это спектакль о ценности доверия и честности. А честность — это и есть любовь к Родине.

— А есть спектакли, прямо посвященные героям войны?

— Конечно. Это «Девочки» — о Зое Космодемьянской, о ее фразе: «Нас, сотни миллионов. Всех не перестреляете». Это спектакль «Данькина каска» — о бойце, который погиб, и его товарищи приезжают к его матери, приносят его вещи, просят прощения. Это «Завтра была война» по Васильеву — про школьников, которые через боль и ошибки становятся взрослыми и уходят на фронт. Кто-то погибает, кто-то выживает — но все проходят путь внутреннего взросления, единения, силы.

— Один из самых сильных образов театра сейчас — это, пожалуй, «Знамя Победы»?

— Да. Это невозможно описать словами. Огромное знамя разворачивается над залом, его передают из рук в руки — и в зале возникает нечто особенное. Люди встают. Сначала первые ряды, потом вторые, третий — весь зал стоит. Я смотрю на зрителей и вижу слезы. Особенно у мужчин. Они не скрывают — или стараются не показывать, но видно. Плачут. От гордости. От силы. От того, что это — наше общее. Что дух наш не сломить.

— Есть ли моменты в жизни, которые для вас сильнее даже сцены?

— Конечно. Например, когда Татьяна, вдова бойца СВО и мама шестерых детей, вручила мне именной китель. Проект называется «Свой китель греет душу». Там вышивка, мордовский орнамент — оберег. Она говорит: для тех, кто кует. И вот эта ее сила, это лицо с небесной красотой, эти глаза — они пробивают сильнее любого спектакля. Вот такие моменты и есть настоящая жизнь. Без декораций.

— Вы много работаете с семьями бойцов. Есть ли истории, которые особенно остались в сердце?

 — Вот, например, Олег Пивоваров. Ему 24 года. Герой России. Он приезжал ко мне, когда был в отпуске, оставил подпись на стенде в театре. Он трое суток один держал оборону, отправив весь свой взвод в тыл. Сначала ушло несколько человек, потом с ним остались еще двое, и он сказал: «Идите. Я останусь». Все думали, что он погиб. Но взвод вернулся с подкреплением и вытащил его раненого. Мальчишка — худенький, красивый, настоящий герой.

Потом он восстановился, снова пошел в бой — и снова был тяжело ранен. Сейчас восстанавливается, но говорит с трудом. Мы недавно с ним разговаривали по громкой связи. Он жив, он держится. Это человек невероятной воли.

Еще одна история — про бойца с позывным Шаман из диверсионно-разведывательной группы «Север». Он приехал ко мне, привез флаг. Мы им помогали — собирали на коптеры, жилеты, машины. Тогда, в начале, все было на волонтерских плечах. Он рассказал, что выбрал себе позывной в честь генерала Шаманова — очень его уважает. Я говорю: «А хочешь поговорить с ним по телефону?» Он не поверил. А я позвонила Владимиру Анатольевичу, и они поговорили. Шаман опустил кепку на глаза, смахивал слезы. Потом сам снял видео и отправил ребятам — это была настоящая моральная поддержка для всей группы. Он сказал: «Я не верил, что услышу его голос. Для меня это кумир, настоящий мужик».

— Вы много работаете с семьями участников СВО. Есть ли истории, связанные именно с женами и детьми?

— Да, их много. Например, недавно приходила девочка — ей всего семь лет, и она уже сварщик! Самая юная сварщица, настоящая. Подарила мне часы. Ее отец — боевой лейтенант, награжден медалью «За отвагу», прошел больше сотни боевых выходов. А дома у них — старший ребенок с инвалидностью. Но семья не унывает, живут очень дружно, с открытым сердцем.

Есть у меня еще одна знакомая — мама двоих взрослых сыновей, жена погибшего командира. Ее зовут Татьяна. За последние два года к ней постоянно приезжают бойцы из взвода ее мужа. Они считают ее мамой командира, навещают, рассказывают, как служат. Это так трогательно — она для них опора, память, тепло. Таких женщин я особенно уважаю.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю молодежь?

— Очень надеюсь. СВО многое расставила по местам. Да, кто-то уехал. Но есть те, кто остался. Кто поет гимн в школе. Кто плетет маскировочные сети у себя на этаже. Никто не снимает, не хвастается. Просто сидят, вяжут, помогают. Это и есть настоящая Россия.

— Вы говорили: «Мне стыдно отдыхать». Но все-таки… откуда вы берете силы? Что вас питает, когда тяжело?

— Люди. Всегда — люди. И театр — это ведь тоже люди. Поэтому снова — люди. Вот у нас было закрытие сезона. Все собрались: артисты, технический персонал, коллеги. Поздравляли друг друга, обнимались, кто-то плакал, дарили цветы, подарки. Удивительный был вечер — вечер благодарности. Очень теплый. Артисты ушли в отпуск — усталость накопилась. Но на закрытии мы были вместе, и это было очень важно.

Я часто повторяю: все можно изменить, пока человек жив. Даже если он чем-то недоволен, раздражен или потерял надежду — он все равно имеет право на доброе слово. И я стараюсь найти его для каждого. Бывает сложно. А бывает — приходит человек, и ты сам от него питаешься.

А еще меня спасают спектакли. Я отключаюсь на хорошем спектакле. Там исчезает все — время, боль, усталость, даже ощущение себя. Если спектакль действительно сильный, я туда ухожу. И потом долго живу этим впечатлением. Хороший спектакль — это целый мир. Очень немногим режиссерам удается его создать. Но если это получилось — он питает на годы. Потому что это искусство. Потому что это — жизнь.

— А мечта у вас есть?

— Раньше мечтала о полной семье. Была — значит, сбылась. Мечтала о театре с полным залом. Теперь — сбылось. А сейчас мечта простая. Дом. Дети. Внуки. Пирог в духовке. И чтобы было, к кому возвращаться. Вот и все.

— А если оглянуться назад: был ли у вас поворотный момент?

— Конечно. Создание театра в Петербурге. Я тогда писала диссертацию, ходила по лабораториям, брала интервью у режиссеров. И вдруг поняла: у них нет площадки. Молодые, сильные, с хорошей школой — а играть негде. Их не пускали в большие театры. А я подумала: ну почему? И взяла ответственность. Подала заявку на субсидию. Получила. Сделали лабораторию. Назвали «On.Театр». Потом были гастроли, фестивали, десятки спектаклей. У нас работало 22 режиссера и 120 артистов. Без госбюджета. Мы сами все делали. Сейчас мои режиссеры руководят театрами по всей стране. Значит, это было не зря. Это был поворот. Ответственность — это и есть взросление.

Спикер
Авимская Милена Юрьевна
Авимская Милена Юрьевна
Депутат Московской городской Думы, директор Центрального академического театра Российской Армии

Общественная приемная