Культура потребления как основа экологического образования
Открывая заседание, председатель комиссии по экологической политике Зоя Зотова (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметила: «Человек – не покоритель природы. Мы должны защищать ее, восстанавливать, участвовать в рациональном природопользовании. Но для этого нужны не только желание, готовность, но и знания».
Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский рассказал, что в подведомственной ему системе есть сеть экологических центров, на базе которых проходят экологические мастер-классы, обучение, экскурсии. Они обладают хорошей научной базой, кадровым обеспечением. Примером могут служить экоцентры на Воробьевых горах, в «Лосином острове». В 2016 году планируется открыть экоцентр на воде: для этих нужд приспосабливается одно из судов. Сегодня проект на стадии оснащения лабораторным оборудованием.
В то же время было отмечено, что просветительские возможности особо охраняемых природных территорий (ООПТ) используются недостаточно. Несмотря на то что сегодня учебные центры ООПТ готовят до 200 специалистов в год, потенциал их гораздо больше. Ведомство отмечает нехватку новых инновационных образовательных методик. По мнению чиновника, недооценены пока возможности, которые предоставляют интернет-технологии.
Антон Кульбачевский отметил, что необходимо уделить особое внимание экологическому просвещению взрослых. Недостаточное знание экологического законодательства порождает трудности диалога между властью и общественностью. Департамент планирует активней привлекать для этих целей СМИ и продумать новые формы распространения экологических знаний.
На круглом столе также обсуждался вопрос, необходимо ли вводить в школе обязательный предмет «экология» или лучше продолжить развивать экологические составляющие в уже существующих предметах естественнонаучного цикла. Свои методики, опыт работы представили руководители учебных организаций, вузов, библиотек. По мнению экспертов, в любом случае основой экологического образования и просвещения должно стать формирование культуры потребления.
Эксперты отметили, что стоит рассмотреть возможность разработки регионального закона об экологическом образовании. В 17 субъектах Федерации такие законы уже есть.
По итогам круглого стола принято решение внести предложения в экологическую стратегию города Москвы до 2030 года.
Анна Кобякова