Интервью Сергея Лаврова сербским СМИ
28 марта 2022,
16:00
Москва заинтересована в результативных переговорах с Киевом, которые пройдут в Стамбуле, шансы на достижение договоренности есть. Об этом заявил в понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью сербским СМИ
Встреча Президентов России и Украины Владимира Путина и Владимира Зеленского, отметил министр, может состояться, когда будут найдены "развязки" по всем ключевым вопросам. ТАСС собрал основные тезисы из интервью Сергея Лаврова.
О переговорах с Киевом
- Переговоры России и Украины пройдут в Стамбуле "буквально сегодня или завтра". "И мы заинтересованы в том, чтобы эти переговоры увенчались результатом".
- Москва на переговорах добивается того, чтобы "люди в Донбассе больше никогда не страдали от киевского режима". "Мы обязаны сделать так, чтобы Украина <...> перестала быть страной, которую милитаризуют постоянно и пытаются там размещать ударное оружие, угрожающее Российской Федерации".
- На этот раз Киеву не получится "лишь создать вид переговоров и решения": "Нужен результат по итогам переговоров, который будет закреплен президентами".
- Встреча лидеров двух стран должна быть хорошо подготовлена, "просто встретиться и обменяться "что ты думаешь, а что я думаю" сейчас просто будет контрпродуктивно": "Встреча нужна, как только мы будем иметь ясность в отношении развязки по всем ключевым вопросам".
- "Шансы на договоренность есть, потому что понимание грубейших многолетних ошибок наших западных партнеров, оно присутствует, хотя по понятным причинам они это вслух едва ли скажут".
Об отказе от посредничества Запада
- "Никаких "челноков" от наших западных коллег я бы не хотел видеть, потому что они уже "отчелночили" свое и в феврале 2014 года на Украине, и в феврале 2015 года в Минске".
- Это связано, в частности, с тем, что много раз достижения дипломатии разрушались "западными коллегами": "Верить им теперь нельзя".
- К тому же Евросоюз показал свою полную несостоятельность в качестве гаранта урегулирования конфликтов, в том числе на Украине, когда гарантировал соглашение между Виктором Януковичем и оппозицией: "Наутро оппозиция плюнула на эту дипломатию, и ЕС вынужден был эту ситуацию проглотить".
Об "изоляции" России
- "Что касается изоляции, никакой изоляции нет. Об изоляции говорят те, кто ментально, идеологически смирился с неизбежностью диктатуры Запада на мировой арене".
- Западные страны пытаются показывать "изоляцию" Москвы предъявлением "арифметических результатов голосования в ООН", но сами шантажируют развивающиеся государства во всемирной организации: "Это для нас означает только одно - что США и те страны Запада, которые подыгрывают такому грубому, неприкрытому шантажу, сами боятся оказаться в изоляции".
- Об "изоляции" России не может идти речи, поскольку у нее множество партнеров в Азии, Африке, Латинской Америке: "С Китаем у нас отношения лучшие за всю историю их существования. У нас развивается особо привилегированное стратегическое партнерство с Индией, ну и связи с практически подавляющим большинством стран Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки".
О действиях Запада
- Запад ввел бы санкции против Москвы в любом случае: "Я думаю, всегда будет найден повод, поскольку цель-то ведь не решить какую-то конкретную проблему, а <...> в том, чтобы сдерживать развитие России в стратегическом, геополитическом плане".
- "Запад был разочарован тем, что его план по окончательному освоению Украины под свои антироссийские нужды провалился. Поэтому санкции, которые были введены, они означали просто раздражение Запада тем, как его план провалился".
- "Многонациональная бюрократия" в Брюсселе пытается подчинить себе все государства, входящие в состав Евросоюза, хотя "эта линия ущербна": "Она в очередной раз показывает, что в сути своей ЕС имеет определенную тенденцию к укреплению автократии в лице Брюсселя по отношению ко всем странам-членам".
- При этом на Западе "даже отменили сам термин "международное право", предполагающий в первую очередь уважение суверенного равенства стран: "В общем-то, наплевать хотели наши западные коллеги, извините меня за грубое выражение, на суверенное равенство государств и на международные права в том числе".
Об опасности неонацизма в Европе
- Идеологиям и практикам, внедрявшимся на Украине, нет места среди европейских ценностей: "И Европа, если она действительно не хочет оказаться в очередной раз в ситуации, когда ее захлестнет подобного рода волна - "коричневая" или любого другого цвета, который исповедуют неонацисты, - должна этому положить конец".
- Последние события вскрыли "пещерное нутро русофобии", давно существовавшей в Европе: "Просто так за один день пробудить такие чувства невозможно. Значит, их тщательно скрывали. И мы будем, разумеется, делать из этого соответствующие выводы".
- "Я знаю, что есть здравомыслящие деятели в странах Евросоюза, которые видят всю пагубность разжигания такого рода русофобии, которые напоминают о том, что 80 лет назад, даже чуть больше, в Европе уже происходило подобное отношение к определенной национальности, и напоминают, чем это закончилось".
Лавров Сергей Викторович
Министр иностранных дел РФ