Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах для водителей электросамокатов
Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях об установлении административной ответственности за правонарушения, связанные с использованием средств индивидуальной мобильности. В соответствии с поправками, езда на электросамокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения обойдется нарушителю в сумму от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, а превышение скорости — от 500 до пяти тысяч рублей. За причинение легкого вреда здоровью при ДТП нарушителя, управлявшего СИМ, оштрафуют на сумму от двух тысяч до пяти тысяч рублей, вреда средней тяжести — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей.
Штрафовать будут и за езду на самокате или велосипеде по автомагистрали, за нарушения при пересечении перекрестков, при движении по тротуарам, за оставление места ДТП и отказ от медосвидетельствования на состояние опьянения.
«Когда-то казалось, что электросамокаты станут одним из решений, позволяющим разгрузить улицы. Но на практике они стали серьезной проблемой для жителей больших городов. Каждый день самокатчики отправляют в больницы взрослых и детей. В 2020 году зафиксировано 331 дорожное происшествие со средствами индивидуальной мобильности, к которым относятся и электросамокаты. А за первые 9 месяцев 2023 года их уже более 2,5 тысяч! Есть погибшие. Дошло до того, что пешеходам на тротуарах приходится уворачиваться от лихачей, носящихся на бешеной скорости на самокатах вдвоем, а иногда и втроем. Кто-то гоняет «под парами», а некоторые после столкновения с пешеходом просто уезжают. Потому что не существует закона, позволяющего нарушителей останавливать и штрафовать, - отметил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. - Из безобидной игрушки электросамокаты превратились в средство повышенной опасности. Нужно ужесточать правила использования СИМ и, прежде всего, усиливать ответственность компаний-владельцев прокатных самокатов. Думаю, в дальнейшем стоит не только ограничить скорость передвижения на самокатах по тротуарам, но, может, и вовсе запретить. К слову, в Париже, прокатные самокаты под запретом. Не потому, что французы против технического прогресса. А потому, что в условиях бесконтрольного и безответственного использования, вреда от самокатов больше, чем пользы.
Проблема очень серьезная, а с каждым днем будет еще серьезнее. К счастью, это понимают депутаты Мосгордумы, предложившие свою версию законопроекта, понимают депутаты Государственной Думы и сенаторы, которых буквально «заваливают» обращениями их избиратели.
Законопроект, призванный поставить под контроль использование электросамокатов, принят в первом чтении. Конечно же, он нуждается в поправках и дополнениях. Чем быстрее появятся правила для средств индивидуальной мобильности, тем меньше людей, среди которых, к сожалению, и дети, пострадает от действий их безответственных владельцев».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») отметил, что законодатели Москвы и других городов федерального значения поддерживают концепцию законопроекта, который призван усилить ответственность пользователей СИМ за нарушения ПДД.
«Москва является лидером по количеству СИМ и числу поездок на них. Парк шеринговых электросамокатов насчитывает около 60 тысяч единиц, ими ежедневно пользуются тысячи москвичей. Мосгордума одна из первых среди региональных законодательных органов нашей страны обратила внимание на риски, которые создают пользователи СИМ для всех участников дорожного движения. С 2017 года мы последовательно занимаемся вопросами правового регулирования СИМ. Многие наши предложения были учтены в изменениях ПДД, вступивших в силу с 1 марта 2023 года. Проект закона, который был внесен сенаторами РФ и сегодня принят Госдумой в первом чтении, предполагает расширение конкретизации видов неправомерного поведения при управлении СИМ. Напомню, что столичный парламент также внес в Госдуму свою законодательную инициативу, имеющую как точки соприкосновения, так и различия с «сенаторским» законопроектом. В целом мы поддерживаем законопроект коллег, считаем, что большинство его положений перекликается с нашими предложениями. Московская городская Дума готова включиться в работу над поправками», - заключил Шапошников.