Елена Панина: «Я принадлежу к категории людей, которые никогда не сдаются»
– Елена Владимировна, Вы являетесь автором и соавтором многих федеральных законов. Какие из них Вы считаете наиболее значимыми?
– Например, закон о защите конкуренции, закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, закон о стратегическом планировании, важнейший закон о промышленной политике, после принятия которого, началась активная поддержка данного сектора экономики.
– Расскажите, пожалуйста, с какими вопросами к Вам чаще всего обращаются граждане?
– Люди приходят по вопросам, связанным с ЖКХ и благоустройством, иногда и просто пообщаться, высказать свою боль. Раньше граждан беспокоило много проблем в работе транспорта, сейчас меньше. Мы добились того, чтобы были сделаны нужные остановки, пущены дополнительные маршруты. А ведь были улицы, где вообще не ходил никакой транспорт. Теперь люди просят, чтобы остановки были оснащены световыми табло, это уже дальнейший шаг по усовершенствованию.
– Какой процент положительно решенных вопросов?
– Не могу сказать, что на 100 процентов, но процентов на 90. Я обычно довожу до конца все просьбы. Если есть нерешаемый вопрос, то не даю пустых обещаний, могу сразу отказать. В случае, когда решение вопроса затягивается из-за бюрократической волокиты или по каким-то другим причинам, беру на контроль, и до тех пор, пока не решу, вопрос не оставляю, даже самый маленький.
– Каким, по Вашему мнению, должен быть депутат?
– Надо иметь многогранные знания в разных сферах, уметь общаться с людьми, решать сложные вопросы, проявлять твердость там, где надо. Все это присуще работе депутата и работе в общественных структурах.
– Вы профессор, доктор экономических наук. Расскажите о своем научном пути. Что было Вашей путеводной звездой? Какие цели Вы ставили перед собой?
– После окончания института я три года проработала в системе Министерства финансов. Потом был опыт работы в строительном комплексе города Москвы, а именно в «Главмоспромстройматериалах». Когда меня назначили заместителем генерального директора по экономике одного из крупнейших объединений железобетонной промышленности в Москве, мне было 28 лет. Через какое-то время я поступила в заочную аспирантуру, научная деятельность мне всегда была интересна, но я не защитилась. Меня забрали на партийную работу секретарем Люблинского райкома КПСС по вопросам промышленности. А на партийной работе защищаться уже было нельзя, это считалось непозволительным. Да и времени практически не оставалось, это ведь были годы перестройки, и нагрузка на партийные структуры была колоссальной.
Поэтому научную работу по новой теме я продолжила позже, и в 1995 защитила кандидатскую. В 1997 году впервые стала депутатом Государственной Думы на дополнительных выборах (от Воронежской области). Но в 1999 году проиграла на выборах в Госдуму III Созыва. Однако, это время пошло мне на пользу – за 3 года я защитила докторскую диссертацию.
– Елена Владимировна, известно, что Вы многие годы сотрудничаете с РПЦ. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Действительно, я много лет сотрудничаю с Русской православной церковью. Стояла у истоков создания Всемирного Русского Народного Собора в 1992 году, который возглавлял в тот период времени Патриарх Алексий II. Тогда, в 90-е, с одной стороны шло бурное возрождение церкви, но с другой – этот процесс встречал и много трудностей. Прежний Патриарх сделал много для возрождения храмов и приходов. Его колоссальными усилиями был заложен фундамент сегодняшнего воцерковления народа. Таким образом, усилиями духовенства и простых людей, в том числе меня, было достигнуто возрождение нашей духовности. Продолжается эта работа и сейчас при Патриархе Кирилле, который уделяет большое внимание взаимодействию с общественными структурами, и сегодня является Главой Всемирного Русского Народного Собора.
– В свое время Вы выступили инициатором создания общественно-политического объединения «Российское земское движение». В чем его преимущества, на Ваш взгляд?
– Российское земское движение – это общественная организация, которая изначально ставила своей задачей возрождение народовластия в нашей стране. Когда был уничтожен Советский Союз, нужна была объединительная идея, и я, будучи экономистом по образованию, но человеком, который любит и хорошо знает историю, вспомнила про земство и саму земскую идею служения Отечеству в реализации конкретных дел. В 1993 году еще никакого местного самоуправления не было, а мы предлагали систему, по которой без местного сообщества не решаются никакие жизненные вопросы на местах. К сожалению, при становлении местного самоуправления в нашей стране не был использован традиционный опыт земского самоуправления.
Но земское движение, как общественная организация, занималось не только пропагандой и идеей развития местного самоуправления, оно также вело благотворительные проекты, был создан специальный благотворительный фонд. К примеру, поездка в Чеченскую Республику была совместно организована Российским земским движением и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей.
– В продолжение разговора о Вашей поездке в ЧР. В феврале 2000 года Вы посетили тогда только что освобожденный от боевиков Грозный. Расскажите об этом.
– В тот период шло завершение операции, фактически завершение войны. Грозный был еще не до конца освобожден от боевиков, это было накануне 23 февраля 2000 года. Мы были первыми, кто туда поехал из общественных организаций. Пробыли там два дня, жили в вагончике. В качестве благотворительной помощи привезли много нужных вещей, включая даже нитки, хозяйственное мыло, а также, конфеты и печенье, книги для детей. Приехали с нами артисты, которые в госпиталях, а также в открытом поле давали концерты нашим раненым, бойцам и офицерам. Наградили отличившихся бойцов и командиров именными часами. За эту благотворительную акцию Правительство России вручило мне и артистам благодарности.
– Что запомнилось особенно ярко в этой поездке?
– Могу рассказать, как мы пришли в чеченскую школу, а там из-за войны только начали учебный год, хотя был конец февраля. Мы привезли детям книги и конфеты. Вошли в класс, встала перед ними – гробовое молчание. И вдруг почти все дети начали плакать. Поскольку было еще опасно, и вокруг стреляли, нас неотступно охраняли автоматчики в камуфляже. Оказалось, дети испугались военных людей, думали, что опять война. Такие вот зарисовки… такой шрам у русского и чеченского народов от этой войны.
– У Вас очень насыщенная жизнь. При этом Вы все успеваете. Чтобы Вы сами о себе сказали, откуда черпаете энергию и силы для новых свершений?
– Я принадлежу к категории людей, которые никогда и ни при каких условиях не сдаются. Всегда было стремление двигаться вперед. Меня всегда интересовала наука, достаточно известны мои аналитические труды по внешней и внутренней политике, предложения по экономике. Без науки нельзя!
– А о чем Вы мечтали в детстве? Что-то сбылось или, может, превзошло Ваши ожидания?
– Я думаю, что сбылось, потому что я всегда хотела быть дипломатом. То, чем я занимаюсь, особенно сейчас, сродни дипломатической работе.