Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Дмитрий Медведев: Не сомневаюсь в правильности решения о вводе войск

08 августа 2022, 11:17
Зампред Совбеза РФ — о грузино-южноосетинском конфликте 2008 года

Ровно 14 лет назад грузинские войска атаковали Южную Осетию и находившихся в регионе российских миротворцев, после президент РФ Дмитрий Медведев объявил об операции по принуждению Грузии к миру. Итогом стало военное поражение режима Михаила Саакашвили и признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. По случаю годовщины событий 2008 года Дмитрий Медведев, занимающий сейчас пост зампреда Совбеза РФ, ответил на вопросы ТАСС о роли Запада в этой истории и о связи между грузинским и украинским конфликтами, об отношении к принятым тогда решениям и о том, может ли Грузия попытаться взять реванш. 

Грузинская агрессия 2008 года и украинский конфликт — это звенья одной цепи? Является ли это все частью одного геополитического процесса, инициированного Западом?

— Вне всякого сомнения. Это единый процесс и общий замысел, направленный против России. Он состоит в стремлении Запада, прежде всего США и других англосаксонских стран, раскачать у нас ситуацию. Как? Через соседей, в непосредственной близости от границ России. Американцы цинично занимались подготовкой грузинских вооруженных сил, вкладывали в этот процесс немалые деньги. Послали туда большое количество инструкторов, которые вели мобилизацию грузинской армии. Накачивали их оружием. По сути — просто подталкивали безумного фрика Саакашвили к тому, чтобы развязать агрессию против гражданского населения Южной Осетии и российских миротворцев. Вместо того чтобы убеждать его заниматься поиском мирного решения сложнейшего межнационального конфликта, который там назрел. А он повелся, дурилка картонная...

Помню, как под влиянием американцев менялась его позиция по мирному урегулированию летом 2008 года: от показного желания искать способы решения проблемы до ухода в «офлайн». С конца июля того года он вообще перестал выходить на связь. Именно по его вине был сорван трудный, постоянно буксовавший процесс урегулирования конфликта, который шел при посредничестве международных организаций. На всех этапах переговоров Россия призывала не применять силу, обращалась к грузинской стороне с предложениями заключить с Абхазией и Южной Осетией необходимые договоренности. Эти инициативы, к сожалению, проигнорировали и официальный Тбилиси, и стоявшая за его спиной НАТО, и даже ООН.

Такую же провокационную, скажем прямо, преступную политику США агрессивно ведут и на Украине. Правда, при значительно более активной поддержке окончательно потерявшего самостоятельность Евросоюза.

Как и в случае с Грузией, американцы сознательно укрепляли у Киева чувство безнаказанности, накачивали его оружием, поощряли убийства мирных жителей Донбасса

И сейчас продолжают упражняться с Украиной, на судьбу которой им абсолютно наплевать. Цель прежняя — уничтожить Россию. Это и есть первопричина того крайне агрессивного, русофобского геополитического процесса, который инициировал Запад.

Наш ответ жесткий, но тщательно продуманный. Россия проводит на Украине специальную военную операцию и добивается мира на наших условиях. Именно на наших, об этом следует говорить прямо. А не на тех, которые нам пытаются навязать бывшие «партнеры» по международному сообществу, жаждущие военного поражения России. У нас свои национальные интересы, и мы их обеспечим всеми доступными способами.

В 2008 году Россия сразу ответила на грузинскую атаку на Цхинвал, хотя на тот момент признавала Южную Осетию частью Грузии. В 2014 году, когда Украина начала операцию против Донбасса, Россия участвовала в политическом урегулировании, Минском процессе, но в конфликт не вступала до 2022 года. С высоты сегодняшнего опыта можете сказать, что лучше — долгие переговоры или быстрая реакция?

— Если есть возможность разрешить проблему мирным путем, за столом переговоров, нужно это делать. Но когда выхода не остается, приходится реагировать силовым путем. К сожалению, и в Грузии, и на Украине власти этих стран не оставили России выбора, сорвав процессы политического урегулирования этих конфликтов. И мы осознанно пошли на военное вмешательство.

Ни тогда, ни сейчас я не сомневался и не сомневаюсь в правильности принятого мной решения о вооруженном подавлении агрессии и вводе российских войск на территорию Южной Осетии. Грузинские войска грубо нарушили международное право и те мандаты, которые мировое сообщество выдало России как партнеру по мирному урегулированию. Открыли огонь по людям, многие из которых имели гражданство РФ.

Атака на Цхинвал и другие населенные пункты этой республики началась неожиданно и подло — с артиллерийских ударов по жилым домам и гражданским объектам. По больницам и школам. По российским миротворцам. Таким образом подконтрольный Вашингтону марионеточный режим решил навязать Южной Осетии свое понимание «демократии» и «гуманизма». И насильно вернуть ее в состав Грузии ценой уничтожения целого народа. Конечно, мы были обязаны ответить. Мы не могли просто утереть слезы и склонить голову перед кровавым придурком, бросив ему на растерзание людей.

То, что мы действовали правильно, подтвердил весь последующий ход событий. В том числе — бесславный провал агрессивных доктрин, которые с таким апломбом и напором пытался провести в жизнь их убогий вожак. Спустя короткое время его отверг собственный же народ. Впрочем, без дела он долго не был и с радостью продался «оранжевым» деятелям на Украине. Плоды их русофобской политики мы видим сегодня в этой стране.

Попытки стать опереточным диктатором за счет крайнего национализма всегда заканчиваются именно так. Это стоит усвоить разнообразным зеленским, которых столь рьяно поддерживает западный мир в корыстных целях, весьма далеких от демократии и гуманизма. Именно на совести нынешних властей Малороссии — окончательное закапывание минских договоренностей и гибель огромного количества мирных жителей в Донбассе. За это им рано или поздно придется ответить.

Каким был бы мир сейчас, если бы Россия не вмешалась в конфликт в 2008 году? Была бы Грузия уже в НАТО? А Украина? Было бы возможным возвращение Крыма в 2014 году? Допускаете ли вы, что Грузия, улучив момент, когда-нибудь снова попробует вернуть контроль над Южной Осетией и Абхазией?

— Россия не могла не вмешаться в этот конфликт. Речь шла о защите граждан нашей страны, которые живут и в Абхазии, и в Южной Осетии. Оградив их от агрессии Саакашвили, мы получили главное — мир. Поэтому фантазии в сослагательном наклонении на тему «что было бы, если бы мы не» считаю бессмысленными. То же самое касается Крыма, когда президентом России было принято единственно возможное решение о возвращении полуострова в состав нашей страны. Поддержанное, напомню, подавляющим большинством его жителей в строгом соответствии с международным правом. Мы все сделали правильно: помогли людям и укрепили нашу Родину — Россию.

Что касается НАТО, то ее неуклонное стремление расширяться у границ России, подобно раковой опухоли, превратилось в мировую проблему. От нее тошнит всех разумных людей. Даже такие известные рок-музыканты, как Роджер Уотерс из Pink Floyd, осуждают. Однако в руководстве Альянса сидят хоть и замшелые доктринеры, но не конченые идиоты. Они понимают, что тащить на своем теле такие запущенные страны, причем находящиеся в территориальном споре с Россией, как Украина или Грузия, себе дороже. Издержки будут колоссальные. Поэтому в Альянсе строят невинные рожицы и делают лицемерные заявления, что, мол, наша политика открытых дверей в отношении этих государств остается неизменной. Всячески расшаркиваются и подчеркивают свое партнерство с ними. Проще говоря, брешут как собаки. И в эти обещания, похоже, перестал верить даже небритый парень в зеленой футболке из Киева. Думаю, Украине и Грузии не видать членства ни в НАТО, ни в Евросоюзе, куда можно попасть только сквозь узкое отверстие Североатлантического альянса.

По поводу новой возможной агрессии Грузии против отделившихся от нее территорий — это невозможно. Для нас сегодня Абхазия и Южная Осетия — это самостоятельные государства, с которыми мы выстроили дружественные отношения и где находятся наши военные базы. И это хорошо понимают нынешние власти Грузии. Они не станут еще раз испытывать судьбу и вступать в противоборство с такой державой, как Россия.

 

Спикер
Медведев Дмитрий Анатольевич
Медведев Дмитрий Анатольевич
Председатель Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Заместитель Председателя Совета Безопасности РФ

Общественная приемная