Депутаты Мосгордумы приняли участие в первом заседании клуба законодателей «Актуальные инициативы городов федерального значения»
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«Идея данного формата взаимодействия родилась на заседании круглого стола «От региональной инициативы к федеральному закону: решение важнейших проблем городов федерального значения» в сентябре прошлого года в Штабе общественной поддержки партии «Единая Россия». Клуб законодателей городов федерального значения будет площадкой для взаимодействия и партнерства наших городов, позволяющей объединять интересы и реализовывать наиболее актуальные и перспективные региональные проекты. На сегодняшнем заседании мы рассмотрим три вопроса, которые являются проблемными для жителей наших городов, и примем коллегиальное решение по каждому из них.
Первый вопрос – нормативно-равовое регулирование использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) и обмен практиками. Москва одним из первых субъектов РФ обратила внимание на необходимость регулирования использования электросамокатов, моноколес и гироскутеров. На протяжении нескольких лет, начиная с 2016 года, когда были зафиксированы первые ДТП с этим транспортом, мы изучали зарубежный опыт, взаимодействовали с профильными органами власти, организациями и шеринговыми компаниями, разрабатывали предложения и выступали с инициативами по правовому решению данной проблемы.
Интенсивное развитие крупных городов, транспортные проблемы, загруженность дорожной сети и общий тренд борьбы за экологию способствуют распространению новых компактных средств передвижения. На территории московских парков и других общественных пространств, в том числе вследствие развития проката, существенно увеличился поток посетителей, передвигающихся на электросамокатах. Средства индивидуальной мобильности завоевали популярность не только среди молодежи, но и у взрослого населения.
В условиях нашего многомиллионного города мы не можем пустить данную ситуацию на самотек, без какого-либо регулирования. Я и мои коллеги получаем десятки обращений граждан, которых волнует данная ситуация. Таким образом, очевидно, что статус граждан, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности, нуждается в регулировании. В настоящее время он по-прежнему нормативно не определен. Верховный Суд вынес решение по частному делу, но это не может стать нормой для всех случаев.
Проект изменений в Правила дорожного движения многократно переписывался и дополнялся, к нему высказывались замечания, вносились предложения. В настоящее время содержательная часть документа согласована всеми ведомствами, есть понимание о том, где будут передвигаться на СИМ, какие будут ограничения по скорости и т.д. Вопрос в формулировании постановляющей части документа, поскольку ПДД отнесены к числу документов, которые по правилам «регуляторной гильотины» должны переиздаваться целиком, не подвергаться правкам.
В документе учтены идеи, которые Мосгордума считает ключевыми для Москвы. Принципиально поддержанным всеми является тезис об отнесении СИМ к транспортным средствам. Мы также поддержали предлагаемый лимит скорости в 25 км/ч и движение по велоинфраструктуре как приоритет, и приоритет пешеходов – во всех случаях совмещенного движения. Важным является ограничение массы СИМ до 35 кг при движении по тротуару, пешеходной дорожке. На данном этапе, до принятия Правил дорожного движения, предлагается обсудить практический опыт, выработанный нашими городами в этой области».
Представитель Мосгордумы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия» (в Мосгордуме):
«С момента, когда Министерство транспорта Российской Федерации начало подготовку изменений в Правила дорожного движения, произошла эволюция самого понятия «средства индивидуальной мобильности», которое на том этапе еще не предлагалось относить к транспортным средствам. На площадке Московской городской Думы мы обсуждали и с Союзом пешеходов, и с представителями шерингов, где их место: на дороге или на тротуаре. И выезжали обсудить эту проблему к нашим коллегам в Севастополь.
Нормативное закрепление в ПДД термина «средство индивидуальной мобильности» необходимо в первую очередь в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В то же время формирование и обмен лучшими практиками также необходимы в этой работе.
Когда Правила дорожного движения будут приняты, мы должны быть готовы к реализации этих изменений, и это касается не только готовности к администрированию правонарушений. Говоря об установлении технических ограничений на СИМ (как, например, ограничение скорости, принудительное снижение скорости в определенных зонах), мы также должны быть готовы к возможному их обходу и, соответственно, воспрепятствованию этому, должны сформировать механизмы осуществления контроля и привлечения к ответственности. Анализ наработанной практики наших городов призван помочь регионам в решении этих задач».
Председатель Законодательного Собрания города Севастополя Владимир Немцев, фракция партии «Единая Россия»:
«Наработки, существующие в Москве по проблеме правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности, для Севастополя очень важны и интересны. И тут наш клуб законодателей городов федерального значения дает нам прекрасную возможность обмениваться законодательными наработками и инициативами. Однозначно поддержим инициативы столичного парламента и готовы наши общие решения по вопросу СИМ осветить в ходе заседания совета законодателей Центрального федерального округа Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в ЦФО, где будут присутствовать все заинтересованные стороны».
Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский:
«Обсуждаемая проблема характерна не только для городов федерального значения, но и для всех городов-миллионников. Поэтому поддерживаю идею вынести наше общее решение на обсуждение Совета законодателей. Как должны ездить, что признается транспортным средством, где они должны передвигаться и парковаться, каким образом будут штрафоваться за нарушение ПДД? Это очень важные моменты, которые мы должны решить. Аварий с участием СИМ много, в них участвуют не только молодые, но и пожилые люди.
Поэтому вопрос законодательного регулирования использования средств индивидуальной мобильности нужно рассматривать не только с точки зрения аренды, но и в более широком формате – как в целом регулировать СИМ, находящиеся в частной собственности?»
Руководитель проектов шеринга Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Магомед Колгаев:
«В прошлом году электросамокаты были очень популярны – пользователи совершили около 8,6 млн поездок за сезон и проехали в сумме рекордные 34,4 млн километров. Жители и гости города ездили на работу, в офис и на встречи к друзьям. Мы видим, что в более чем в 70% случаев самокаты арендуют, чтобы доехать до метро, остановки или для коротких поездок внутри и между районами, а не просто покататься. Поэтому в этом году мы открыли сезон раньше.
Самокаты сервисов краткосрочной аренды регулируются офертой, которая содержит требования к техническим характеристикам самокатов, правила работы и распределения самокатов в городе, а также требования об интеграции в медленные зоны.
Сейчас в городе существует около 100 медленных зон – скорость в них автоматически снижается до 5-15 км/ч. Они активированы там, где много пешеходов, – в парках и на оживленных улицах. В этом году число медленных зон будет увеличено с учетом анализа поездок и запросов жителей. Чтобы урегулировать правовой статус электросамокатов, моноколес, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) совместно с коллегами из Министерства транспорта РФ мы разработали предложения о внесении изменений в Правила дорожного движения. Сейчас они находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Сейчас предусмотрены только сервисные штрафы со стороны операторов для своих пользователей. Штрафы установлены за езду вдвоем, езду в состоянии алкогольного опьянения и нарушение правил парковки».
Подводя итоги обсуждения вопроса «Нормативно-правовое регулирование использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) и обмен практиками» Алексей Шапошников предложил направить в Правительство Российской Федерации обращение о необходимости ускорить принятие изменений в Правила дорожного движения.
«В целях дальнейшего совершенствования правоприменительной практики материалы и нормативно-правовые акты об опыте организации передвижения на средствах индивидуальной мобильности и практике создания и регулирования инфраструктуры в городе Москве мы направим в Санкт-Петербург и Севастополь», – заключил Председатель Мосгордумы.
Также участники первого заседания клуба законодателей городов федерального значения обсудили вопрос «О запрете распространения рекламных объявлений сексуальных услуг и установлении административной ответственности за его нарушение» и проблемы правоприменительной практики реализации регионального законодательства об обеспечении тишины и покоя в городах федерального значения.