Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Более 31% россиян не работают по специальности: Студенты, вузы и крупные компании обсудили проблемы современного образования

26 июля 2021, 12:20
По инициативе проекта о социальном комфорте «Одобрено» в Штабе общественной поддержки «Единой России» прошла экспертная сессия на тему «Практико-ориентированное образование в России»

Участниками встречи стали представители студенческого сообщества, образовательных платформ, ректоры и проректоры российских университетов и предприниматели. 

Артем Метелев, кандидат в депутаты Госдумы от «Единой России»: 

«Мы долго обсуждали, что волнует молодых людей. Проводили опросы и исследования. Самый популярный вопрос — “где я буду работать и сколько буду получать?” 72% молодых людей считают, что полученное образование и знания не имеют значения для поиска первой работы. Выпускники выходят из университета с пустым резюме, а компании их не берут из-за отсутствия опыта. Выпускники идут работать не по профилю, на “традиционные студенческие профессии”: официантом, курьером и т.д. Более того, в университетах преподают то, что уже совершенно неактуально. И студенты никак повлиять на это не могут.

Мы выступаем за то, чтобы студенты могли участвовать в жизни университета, принимать решения, адаптировать учебный процесс. Важно не просто найти студенту какую-то работу, а помочь ему сделать действительно успешную карьеру».

По данным Росстата, более 31% людей, получивших высшее образование, не работают по специальности, а 45% респондентов считают, что диплом о высшем образовании не гарантирует успешного трудоустройства. Выпускникам при трудоустройстве приходится схватывать на лету новые необходимые для работы навыки, которым не обучали в университете или колледже. Некоторые и вовсе годами не  могут найти работу после выпуска. 

Григорий Гуров, ​​заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь), подчеркнул, что важно давать студентам возможность полноценно включаться в рабочий процесс во время производственной практики. Он добавил, что практика должна быть вшита в образовательный процесс, чтобы выпускник мог попробовать себя в разных компаниях и, как результат, к моменту окончания вуза понимал, где он хочет работать и что ему действительно интересно. 

За последние 10 лет Рособрнадзор ужесточил контроль за вузами. Вместе с тем возросла и бюрократия, где ни мнение студентов, ни мнение работодателей практически не учитывается. Однако такая проблема существует не только в ВУЗах и колледжах, но и в школах. В России нет единого стандарта помощи подросткам в выборе профессионального пути. 

Амир Сараков, руководитель карьерного проекта «Вработе», член общественной палаты Москвы

«Школа должна быть центром профориентации, и это указано законодательно, но при этом точные задачи не прописаны. В итоге, классический путь выпускника выглядит так: случайный выбор “профессии мечты”, случайный выбор работодателя, крушение надежд, выгорание и несчастная жизнь. Сейчас вместо плотной работы с теми, кто уже определился с профессией, ресурсы тратятся на профориентацию тех, кому это не нужно. Для решения проблемы нужны три составляющих: компания, у которой есть запрос на конкретных специалистов; университет, который понимает, что ему нужно от школьников и студентов, и школьник, который понимает, где он хочет работать, что для этого нужно сделать, какие экзамены сдать, в какой университет поступить».

Эту идею поддержал Гари Мурадян, ​​HR, эксперт по трудоустройству и реализации в карьере, подчеркнув, что молодежь с раннего возраста не имеет понятия, куда расти и развиваться. По мнению спикера, причиной является отсутствие насмотренности, в результате чего дети сдают не те, экзамены, которые им интересны, а те которые проще сдать. Во взрослом возрасте такой нереализованный человек становится финансовым бременем для государства.

В качестве решения эксперт предложил создать экосистему развития карьеры, которая с 6 класса помогала бы развивать насмотренность и осознанность ребенка, мотивировать его, предлагая систему адресного обучения и, как следствие, нужный вуз.

Евгения Кожевникова, директор департамента по реализации проектов развития детей и молодежи WorldSkills Russia, добавила, что, согласно исследованиям, школы не заинтересованы в профориентации детей, поэтому в этот процесс нужно вовлекать родителей. 

Сергей Вищипанов, генеральный директор платформы «Факультетус», предложил создать механизм, при котором работодатель выступал бы заказчиком университета, задавая стандарт того, какой нужен сотрудник. Университет, в свою очередь, должен обучать студентов в соответствии с этим.

Похожую инициативу выдвинул и временно исполняющий обязанности ректора Государственного университета управления Александр Троицкий, объяснив, что работодатель должен устанавливать контакты с вузами и использовать их как поставщиков кадров. Он рассказал про опыт ГУУ по внедрению проектного обучения, когда студенты уже с первого курса разрабатывают и защищают проекты, и это вписано в учебный план. По словам Александра, сейчас 10-11 классы — это просто натаскивание на ЕГЭ.

Директор Центра развития цифровой экосистемы РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Начевский добавил, что университеты готовы выступать со-инвесторами студенческих проектов, которые они получают от заказчика-работодателя, но пока нет юридического механизма, который позволил бы этой схеме работать полноценно.

По итогам обсуждения, участники встречи выделили ряд решений, которые способны сделать образование в России более практико-ориентированным: 

  •  разработать ФГОЗ по профориентационной работе в школах, уточнить роль школы;
  • проводить работу с детьми начиная со школы и внести изменения в закон “Об образовании” об обязательной профориентации;
  • разработать программу переподготовки для учителей и психологов;
  • необходимо продумать мотивацию для работодателей и университетов, создать условия для интеграции работодателей в образовательный процесс университета, для того, чтобы компании формулировали задачи для студентов, студенты их решали через проектный подход;
  • обратить внимание на производственную практику, чтобы студент мог получить реальный опыт работы в компании с настоящими задачами и проектами, и это должно быть не только в гуманитарных вузах, но и в технических;
  • привлекать студентов к оценке качества образовательного процесса, чтобы они давали обратную связь по качеству образования, создавать комиссии по качеству образования;
  • скорректировать подход к финансированию университетов, чтобы учитывалось не только количество обученных студентов, как сейчас, а результаты подготовки студентов на рынке труда, то есть, учитывать, какое количество проектов защитил студент, есть ли в университетах акселераторы победителей, победил ли университете в каких-то конкурсах и так далее.

 

Эти инициативы будут предложены для включения в народную программу партии «Единая Россия». Они также станут одним из направлений работы проекта «Одобрено» и будут показаны в специальном документальном фильме, на YouTube канале проекта. Инициативы призваны изменить подход к практико-ориентированному образованию в России.

 

Для справки:

Ассоциация волонтерских центров – крупнейшая волонтерская организация в России. Она объединяет 164 организации-членов из 85 регионов РФ. При помощи более 1100 волонтерских организаций реализует федеральные программы, где задействовано более 1 миллиона добровольцев.

Общественная приемная