Безопасный каршеринг: Депутаты Мосгордумы предложили столичным операторам совместно разработать комплекс мер, направленных на снижение аварийности
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:
«Круглый стол «Обеспечение безаварийности в московских сервисах каршеринга» проводится по инициативе фракции партии «Единая Россия» и депутатского объединения «Моя Москва».
Необходимо максимально взвешенно подойти к решению вопроса о том, как улучшить ситуацию, с одной стороны, заботясь о безопасности всех участников дорожного движения, а с другой стороны, понимая, что каршеринг – это важная отрасль экономики, развивающийся, полезный для города бизнес. Необходимо искать золотую середину».
Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:
«Каршеринг действительно стал неотъемлемой и востребованной системой использования транспорта в Москве и важной составляющей процессов передвижения жителей по территории города. Многое уже сделано, благодаря этим решениям сервис успешно работает, на рынке конкурируют множество компаний, цены на услуги находятся на том уровне, на котором потребителям удобно к нему обращаться.
Можно, пожалуй, констатировать, что в целом обеспеченность этим сервисом у москвичей находится на достаточном уровне. И именно его массовость и востребованность обуславливают то, что помимо существующего федерального гражданско-правового регулирования городу необходимо вырабатывать и принимать собственные регламентирующие решения, направленные на упорядочивание этой деятельности, а также выходить с инициативами по дополнительному регулированию на федеральном или межведомственном уровне.
Автомобиль – это источник повышенной опасности, арендованный автомобиль в том числе. Москвичи ждут, что в результате предпринятых нами действий удастся создать систему противодействия злоупотреблениям при каршеринге, среди которых и аварии, и хаотичная парковка, в том числе на газонах. Необходимо создать систему, при которой нельзя будет пользоваться сервисом лицам, лишенным права на вождение или просто не умеющим водить.
Особо хочется отметить необходимость противодействия «опасному вождению» на автомобилях каршеринга. В отличии от собственных автомобилей, которые мы бережем, никто не бережет чужие автомобили. Надавить на газ, вильнуть, «втопить» - это не редкость в каршеринге. И здесь роль Дорожно-постовой службы МВД очень важна.
Депутатское объединение «Моя Москва» рассчитывает, что в результате нашего обсуждения и совместной работы мы сможем выработать комплекс мер по усилению безопасности в системе каршеринга в городе. В особенности - предложить решения, направленные на предотвращение аварийности с использованием автомобилей каршеринга».
Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:
«Москва имеет крупнейший автопарк каршеринга в мире. По данным «Автостата», опубликованным в 2020 году, в столице насчитывается 30 тыс. автомобилей краткосрочной аренды. До этого лидером по количеству автомобилей для шеринга был Токио с 20 тыс. машин. Следом идут Пекин и Шанхай, но там пока не больше 20 тыс. автомобилей. Москвичи уже проголосовали за каршеринг рублем. Это удобно и вписывается в концепцию «мультимодальности» – сценарий, при котором горожане могут свободно комбинировать личный, общественный транспорт, велосипед, пешие передвижения, а также такси и каршеринг.
Но с развитием этого сервиса остро встают вопросы безопасности: как повысить точность верификации и идентификации пользователей, чтобы исключить пользование фальшивыми аккаунтами? Нужно ли оснащение машин каршеринга алкозамками или есть альтернативные способы предотвратить пьяное вождение? Как исключить спешку на дорогах и опасное вождение в целях экономии лишних минут? В этих вопросах нужно быть осторожными, нет задачи что-то жестко зарегулировать.
В октябре прошлого года наша профильная комиссия Мосгордумы участвовала в организации форума негосударственной сферы безопасности «Безопасная столица-2020» на ВДНХ при поддержке одноименного проекта московского отделения «Единой России».
В рамках форума мы провели общественные слушания по проблеме безопасности каршеринга с приглашением экспертов, представителей индустрии, правоохранительных органов и общественных организаций. Компании-операторы каршеринга и представители Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы рассказали о целой совместной программе мер по повышению безопасности каршеринга, с использованием современных технологий.
Импонирует, что в арсенале одного из крупнейших игроков рынка есть обязательная система 3D-идентификации водителя, исключающая пользование машиной неустановленных лиц, в том числе водителей без прав или лишенных прав, несовершеннолетних. Зарекомендовала себя и система рейтинга пользователей, благодаря которому те, кто водят аккуратно, платят меньше и получают доступ к большему выбору автомобилей. Будут иметь положительный эффект также система оповещений водителя об опасном маневре или нарушении скорости, блокировка при грубых нарушениях.
Буквально на днях мы видели сообщение пресс-службы Управления ГИБДД по Москве о том, что с начала года количество ДТП с участием каршеринга в Москве сократилось почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть, мы видим некую положительную динамику. Вполне возможно, что те меры по повышению безопасности, о которых нам рассказывали компании-операторы каршеринга, действительно эффективны.
Однако только за последнюю неделю мы наблюдали 2 крупные аварии по вине водителей каршеринга. Погибшего в ДТП на Орджоникидзе дважды лишали прав: в 2012 году, а также в январе 2021 года. 20 месяцев лишения и штраф в 30 тыс. рублей он получил за отказ от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Этот случай очень показательный. Это квинтэссенция всех проблем безопасности каршеринга, о которых я говорил ранее.
Ни в коем случае не хочу сказать, что каршеринг – абсолютное зло. Если мы вспомним статистику за прошлый год, каждое 10-е пьяное ДТП происходит с его участием. Но это ведь значит, что в 9 случаях из 10 в аварии участвует не каршеринг, а личный автомобиль или такси. Я лишь хочу обратить внимание на уязвимые места в системе безопасности автомобилей, сдающихся в аренду, и предложить нашу помощь в том, чтобы их устранить.
Сегодня само понятие «каршеринг» никак не определено в законодательстве. Возможно, было бы хорошо для начала дать такое определение, закрепив его федеральным законом. Кроме того, можно рассмотреть механизм обмена: бесплатная парковка автомобилям каршеринга, в которых установлены системы, повышающие безопасность использования транспортного средства. Безопасность в обмен на преференции. Мы как региональный парламент готовы подключиться к разработке соответствующих городских нормативно-правовых актов для повышения безопасности этого, безусловно, очень удобного и уже полюбившегося москвичам вида транспорта».
Врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по городу Москве Евгений Логиновский:
«С участием автомобилей каршеринга с января по март 2021 года зарегистрировано 80 ДТП, погибло 2 человека, ранения получили 100 человек. В аналогичный период 2020 года таких происшествий произошло 153, погибли 4 человека, 187 были ранены. Уменьшилась тяжесть последствий ДТП на 0,1%.
За 12 месяцев 2020 года с участием автомобилей каршеринга было зарегистрировано 251 ДТП, погибли 11 человек, в 2019 – 441 ДТП, погибших – 15 человек. Ранения получили 439 человек. В структуре аварийности с автомобилями каршеринга преобладают столкновения транспортных средств. Затем следуют наезды на пешеходов, наезды на препятствия и стоящие транспортные средства, наезды на велосипедистов. Удельный вес столкновений повышается. Из общей структуры аварийности, связанной с наездом на стоящее транспортное средство, каждое 13-е ДТП происходит с участием автомобиля каршеринга. Это свидетельствует о том, что водители крайне неаккуратно ведут себя на дороге, грубо пренебрегают правилами дорожного движения.
Основными нарушениями со стороны водителей каршеринга являются неправильный выбор дистанции, несоответствие скорости конкретным условиям движения и выезд на встречную полосу. За первый квартал 2021 года произошло 6 таких ДТП.
Управление ГИБДД по Москве во взаимодействии с заинтересованными организациями принимает участие в проработке вопросов по порядку использования автомобилей каршеринга в части ограничения круга лиц, которым возможно предоставление права использования автомобиля (водительский стаж, количество нарушений ПДД или неоплаченных административных штрафов). Рассматривается возможность предоставлять сотруднику полиции для проверки аккаунт, подтверждающий правомерность использования транспортного средства, а арендатору автомобиля приостанавливать оплату услуги на период остановки транспортного средства сотрудником полиции. Кроме того, на повестке дня – вопросы о создании общей информационной системы с функцией проверки в режиме реального времени сведений об арендаторе автомобиля, о согласовании с Госавтоинспекцией внесения каких-либо изменений в конструкцию транспортных средств, планируемых к использованию в каршеринге, об оснащении транспортных средств техническими устройствами, позволяющими осуществлять двустороннюю видеозапись и позиционирование автомобиля по системе GPS или Глонасс».
Руководитель проектов Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Магомед Колгаев:
«При поддержке Правительства Москвы сервис каршеринга был запущен в 2015 году. Тогда всего 350 автомобилей получили свои первые парковочные льготы. Уже шестой год услуга работает. Сегодня это 25 тыс. автомобилей каршеринга, шесть компаний, которые предоставляют эту услугу. С момента запуска проекта уже более 130 млн поездок было совершено пользователями. В среднем в Москве – 1 млн активных пользователей. Довольно высокая утилизация транспортных средств. Благодаря высоким показателям, Москва вышла на первое место в мире среди городов по объему парка и по количеству активных пользователей сервиса.
Благодаря автомобилям каршеринга, по нашим подсчетам, в город не выезжает примерно около 140 тыс. авто ежедневно. Люди предпочитают не приобретать личный транспорт либо отказаться от его использования, зная, что в каршеринге есть бесплатная парковка, есть возможность завершить аренду в удобном для них месте в соответствии с правилами дорожного движения. Благодаря этому повышается ассортимент видов транспорта, понижается количество личных автомобилей в городе, что положительно сказывается на экологии.
В 2020 году мы наблюдали снижение количества аварий с автомобилями каршеринга с тяжелыми последствиями. Во многом этого удалось достичь благодаря сотрудничеству Департамента с Управлением ГИБДД и операторами каршеринга в части повышения безопасности дорожного движения.
Основные направления на ближайшую перспективу: повышение безопасности движения, интеграция сервиса каршеринга с нашим с мобильным приложением MaaS («Мобильность как услуга») с тем, чтобы пользователям было удобно в одной точке использовать все виды транспорта. Также мы планируем запустить проект «народного» каршеринга».
В итоговой резолюции круглого стола, проект которой был озвучен руководителем фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степаном Орловым, компаниям-операторам каршеринга предложили «разработать совместную декларацию о безопасности, включающую общие для всех компаний рекомендации по комплексу мер, направленных на снижение аварийности».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«В ходе сегодняшнего заседания круглого стола, посвященного обеспечению безаварийности в московских сервисах каршеринга, члены фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме и депутатского объединения «Моя Москва» обсудили текущую ситуацию на столичных дорогах и выдвинули ряд предложений, которые должны сделать использование популярного сервиса аренды автомобилей более цивилизованным и безопасным для москвичей.
По данным ГИБДД, структура аварийности и особенно характер ДТП свидетельствуют о том, что именно водители каршеринга крайне неаккуратно ведут себя на дороге, грубо нарушают правила дорожного движения и зачастую пренебрежительно относятся к другим участникам движения.
К примеру, из 4,8 млн автомобилей, официально зарегистрированных в Москве, доля автомобилей каршеринга составляет немногим более 0,5%. При этом каждый 13-ый наезд на препятствие в 2020 году в столице совершался именно автомобилем каршеринга. Превышение скоростного режима, несоблюдение дистанции и выезд на встречную полосу – типичные нарушения водителей каршеринга. Практически в каждом 6-ом ДТП с участием каршеринга водитель арендованного автомобиля находился в состоянии опьянения.
В этой связи предлагается усилить ведомственное взаимодействие между ГУ МВД РФ по городу Москве, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы, ЦОДД и операторами каршеринга в части передачи оперативной информации о лишении прав водителей, а также наличии у них штрафов за нарушения ПДД. Кроме того, мы считаем целесообразным проработать вопрос о возможности регистрации в сервисах и приложениях каршеринга через портал госуслуг. Это позволит идентифицировать пользователей каршеринга, а значит не допустить к управлению арендными автомобилями граждан по подложным документам, а также лиц, которые были лишены права управления транспортными средствами.
Центр организации дорожного движения Правительства Москвы указывает, что самая малочисленная категория пользователей каршеринга – молодые люди от 18 до 25 лет. Она составляет всего 6% от общего числа пользователей каршеринга. Однако именно с их участием совершается более 51% всех ДТП на арендованных автомобилях. Это говорит о необходимости усилить контроль за соблюдением безопасности со стороны каршеринговых операторов и ввести дополнительные ограничения по возрасту и стажу водителей, имеющих возможность регистрироваться в сервисе.
Особое внимание депутаты уделили вопросу разработки подзаконных актов, которые регламентируют установку и сертификацию телематичекого оборудования на автомобили каршеринга. Техника будет запоминать стиль вождения пользователя и, в случае необходимости, сможет ограничить доступ агрессивных водителей к автопрокату.
Профильные комиссии Мосгордумы обобщат поступившие предложения и направят их в Комитет Государственной Думы ФС РФ по транспорту и строительству для учета при подготовке федерального закона о каршеринге».
Справка.
Каршеринг – модель предоставления услуг проката автомобилей с поминутной тарификацией или фиксированными тарифами. Каршеринг является одним из глобальных направлений развития экономики совместного пользования.
Использование арендованного автомобиля не освобождает от ответственности: штрафы за нарушения правил дорожного движения, расходы на оплату штрафстоянки, спецстоянки и эвакуации несет арендатор. У каждого оператора есть своя система штрафов.
Одним из базовых методов обеспечения безаварийности в сервисах каршеринга являются ограничения по возрасту и стажу вождения при регистрации. Для анализа поведения водителей компании используют телематику и скоринг. На основании большого количества полученных данных алгоритм понимает, насколько аккуратно управляет автомобилем каждый водитель. Также операторы блокируют аккаунты недобросовестных автомобилистов, увеличивают стоимость поездки тем, кто регулярно нарушает скоростной режим. Некоторые компании создают систему лояльности, основанную на безопасном вождении.