Москва
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Антон Жарков: Цифровая эра в сфере транспорта – реальность

18 ноября 2020, 13:02
Как цифровизация влияет на пассажирские и грузовые перевозки, какие новшества уже внедрены и что нас ожидает – в экспертной колонке Антона Жаркова, депутата Государственной Думы, члена Комитета по транспорту и строительству.

У нас в стране бытует ошибочное мнение, что по уровню цифровизации отраслей экономики мы отстаем от других стран. Определенное время назад это можно было утверждать уверенно, однако сейчас внедрение электронных сервисов и «цифры» в такую консервативную среду как пассажирские и грузовые перевозки, идет настолько высокими темпами, что говорить об отставании можно только в ретроспективе.

Самое близкое нам, как потребителям, то, что мы можем «пощупать» – это электронные билеты на железнодорожные и авиаперевозки. Перевозки грузов в морских портах и железнодорожным транспортом уже успешно оформляются в безбумажном виде благодаря системам ЭТРАН и ИНТЕРТРАН. Информационное обеспечение транспортной безопасности реализовано на основе Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), которая успешно функционирует с 2013 года.

Множество других новаций постоянно тестируются и внедряются в реальную жизнь. Например, до 30 октября 2020 года на территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края Минтрансом России проводится эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа. Электронные документы, по расчетам аналитиков, позволят сэкономить до 2% расходов на логистику.

Также внедрение «цифры» и онлайн-мониторинга прямо пропорционально влияет на безопасность пассажирских автомобильных перевозок. По данным Росстата на 1 января 2020 года, в России более 400 тыс. автобусов. При этом автобусами перевозится около 88% пассажиров (по данным Минтранса).

Из 12 тыс. ДТП с автобусами в год практически каждое второе происшествие (46%) произошло по вине их водителей. Поэтому было принято решение о комплексном применение цифровых систем мониторинга, контроля и поддержания работоспособного состояния водителя. Данные системы позволяют заблаговременно выявлять и предотвращать опасные состояния, которые могут вызвать потерю внимания и снижение работоспособности в пути. Такие системы уже устанавливаются на обновленный подвижной состав, закупаемый в рамках мероприятий БКАД (национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»).

Транспортными и логистическими компаниями уже во всю используются сервисы BigData и системы искусственного интеллекта (ИИ) на основе нейросетей. Например, сейчас в Москве тестируется система автоматического доступа к проезду через шлагбаумы во дворах для спецтранспорта и коммунальной техники на основе ИИ. Так что уровень цифровизации этой отрасли только растет.

Конечно, есть еще очень интересная для всех нас тема – беспилотный транспорт. Но о перспективе развития беспилотников в нашей стране, я расскажу вам в следующем выпуске своей экспертной колонки.

Спикер
Жарков Антон Викторович
Жарков Антон Викторович
Депутат Государственной Думы седьмого созыва от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Общественная приемная