Анатолий Выборный назвал пять принципиальных отличий нового закона о ЧОД
Частные охранные предприятия давно стали первыми помощниками органов правопорядка, надежным подспорьем в борьбе с преступностью и частью мощной системы национальной безопасности России. Но даже несмотря на то, что отпала необходимость в законодательном дуализме, их деятельность до сих пор регулируется единым законом, который регулирует деятельность как частных детективов, так и охранников. Назрел запрос на два самостоятельных профильных закона, разграничивающих эти сферы деятельности. Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия»), один из авторов законопроекта, рассказал, какие проблемы решает законопроект, что в нем принципиально нового – и что это меняет.
1. Ставит человеческую жизнь в приоритет
Акцент в действующем законе был смещён на охрану материального имущества. Это отпечаток советского времени, так как 30 лет назад только-только появилась частная собственность – стало очевидно, что её надо защищать. К чему это привело? Следуя букве закона, сотрудник ЧОП, например в школе, знает как спасать, в первую очередь, мебель, оргтехнику и другое имущество.
«Сейчас мы вносим важную коррективу, и на первом месте для охранника – охрана людей на охраняемом объекте. Главный приоритет – это жизнь человека всё расставляет по своим местам. Не говоря уже о том, что предлагается новая категория частных охранников – «телохранитель». Больше не нужно придумывать ухищрений в официальном договоре, как легитимно охранять человека, а не портфель и иное при нем, – объясняет Выборный. В этой связи новая редакция закона дополнена понятиями «телохранитель», «охраняемое лицо», «охраняемый объект», «антитеррористическая защищенность».
Таким образом, мы меняем саму концепцию института частной охраны. Ведь нет ничего дороже человеческой жизни. Это в полной мере можно отнести и к самим сотрудникам охранной отрасли. Новым законом вводится социальное страхование работников частных охранных организаций от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Право на комплекс охранных услуг – 12 вместо 1
Охранной организации сейчас запрещено заниматься каким-либо иным видом деятельности кроме охранной. В новом законе будет установлено пять основных видов охранных услуг и еще семь дополнительных. Например, в удаленных поселках ЧОО, будучи единственной структурой по обеспечению безопасности населения, сможет взять на себя функции пожарных и спасателей. Частная охранная организация сможет также оказывать целый комплекс услуг в сфере перевозок, кинологии, экономической безопасности.
«Если раньше заказчик был вынужден нанимать несколько исполнителей, то сейчас – одного на несколько видов работ. Расширяем функционал ЧОП – повышаем уровень безопасности объекта. Уже не получится как у Райкина: "К пуговицам претензии есть?", ведь теперь за весь "пиджак" может отвечать одна ЧОО», – говорит Выборный.
3. Избавит от серых схем обхода устаревших правил
Частная охранная отрасль переводится в максимально прозрачную правовую плоскость для взаимодействия с правоохранительными органами. В 1992 году, когда был принят действующий закон, 30 лет назад, у частной охранной отрасли не было такого регулятора как Росгвардия. В то время у милиции, а затем полиции, не было развитого законодательства, которое давало бы возможность всеобъемлюще осуществлять контроль ЧОО, вследствие чего был введён запрет на деятельность филиалов в разных регионах.
«Сегодня охранная организация не имеет права открыть свои филиалы в других субъектах. Это приводит к удорожанию и чрезмерным нагрузкам как на охранные предприятия, так и на регулятора. Мы предлагаем такое поражение в правах снять, тем самым мы повысим эффективность работы и первых, и вторых. В случае установления каких-либо нарушений регулятор тут же реагирует на головное предприятие, которое максимально заинтересовано в оперативном устранении недочетов, поскольку на кону стоит репутация и лишение лицензии», – считает Выборный.
Еще актуальный момент – вопрос о невозможности привлечения одним охранным предприятием другого к охране своего клиента. И эту проблему новый законопроект тоже решает. Регулятору больше не придется сталкиваться с хитрыми схемами обхода в договорах существующего запрета на привлечение соисполнителей.
4. Предотвратит самоуправство охранников в супермаркетах
В основу формирования текста законопроекта положен принцип исключения оказания охранных услуг неквалифицированными работниками. Обязанности, которые сейчас магазин возлагает на своих работников, неподконтрольных, нелицензированных и необученных, у которых в трудовой книжке написано не охранник, а «сторож», «контролер» и т.д. – будут законным образом возлагаться на профессиональную охранную организацию. Именно она будет нести ответственность за действия своего сотрудника.
5. В теории – так же, как и на практике
«Новый закон готовился при активном участии и обсуждении как экспертами на площадке ТПП РФ, так и рабочей группы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Причём каждой нормы и проектируемой новеллы, – рассказывает Анатолий Выборный. – С подачи бизнес-сообщества НСБ, лидеров отрасли, экспертов и регулятора, заинтересованных министерств и ведомств законодателем на протяжении многих лет в действующий закон вносилось множество существенных корректив. Убрали ряд положений, утративших силу, выявили пробелы, которые мешали эффективной работе ЧОПов. И вот назрел момент перехода количества (новых поправок) в качество (новая редакция закона)».