Алексей Шапошников: Мосгордума направит в Госдуму предложения по внесению изменений в КоАП РФ и в Правительство России – по изменениям ПДД в части правового регулирования передвижения на средствах индивидуальной мобильности
В Московском парламентском центре состоялось заседание круглого стола «Первые итоги применения положений Правил дорожного движения по электросамокатам. Направления совершенствования регулирования». Председатель МГД Алексей Шапошников выступил с рядом инициатив, ключевая из которых – определение правового статуса пользователя СИМ.
«Мосгордума на протяжении 6 лет предлагает актуальные законодательные инициативы по совершенствованию Правил дорожного движения, региональные решения по созданию инфраструктуры с максимальным разведением СИМ и пешеходов, просветительские и образовательные проекты в школах. Наша задача – максимально обезопасить всех участников движения, пешеходов, пользователей СИМ, автомобилистов. Сберечь жизни людей и найти общее разумное решение. Напомню, процесс определения правового статуса средств индивидуальной мобильности, правил их использования в России занял несколько лет. И Московская городская Дума активно в этом участвовала. Однако действующие правила использования СИМ нуждаются в совершенствовании и предложений звучит очень много, включая самые радикальные: полный запрет. Мы внимательно изучили российский и международный опыт, статистику правонарушений, учли мнение МВД, шеринговых компаний, самих пользователей и пешеходов, - отметил Шапошников. - Основная проблема – неопределенность правового статуса пользователя СИМ. Поэтому предлагается ввести в КоАП РФ новый субъект ответственности – лицо, управляющее СИМ. Это позволит распространить на указанный субъект ряд составов КоАП РФ, связанных с нарушением ПДД, а также предусмотреть повышение ответственности, если правонарушения совершены в состоянии алкогольного опьянения.
Следующие предложения касаются взаимосвязанных изменений ПДД и КоАП РФ, а именно: в Правилах дорожного движения предлагается прямо запретить управление СИМ в состоянии алкогольного опьянения, а также передачу управления СИМ лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Нарушения этих запретов повлекут распространение ответственности, предусмотренной в КоАП РФ за аналогичное нарушение водителями транспортных средств, на лиц, управляющих СИМ; установление в ПДД запрета пользователям СИМ покидать место ДТП, употреблять алкоголь, иные вещества после ДТП, а также обязанности пользователей СИМ по оказанию помощи пострадавшим и ряда других действий при ДТП.
За соответствующие нарушения в КоАП РФ вводится административная ответственность. Также речь идет о признании в ПДД РФ нарушением использование мобильного телефона без гарнитуры при передвижении на СИМ, что повлечет распространение на лиц, управляющих СИМ, мер ответственности, предусмотренных КоАП РФ за это нарушение для водителей транспортных средств.
Отдельно хочу обратиться к руководству шеринговых компаний Москвы с предложением оперативно установить автоматическое снижение скорости прокатных СИМ до 20 км в час в соответствующих зонах, прежде всего это жилой сектор. Москвичи скажут вам огромное спасибо.
В целом дальнейшую нормотворческую работу по обеспечению безопасности использования СИМ предлагаю разделить на три этапа: срочные, среднесрочные, стратегические шаги. Срочные задачи, которые необходимо решить к весне следующего года – началу нового сезона использования СИМ: принятие изменений в КоАП РФ и ПДД РФ, направленных на установление статуса нового участника дорожного движения – лица, управляющего СИМ. В дорожной карте срок внесения в Правительство России Министерством транспорта Российской Федерации проекта изменений в ПДД – 26 апреля 2024 года.
Считаю необходимым просить Государственную Думу и Совет Федерации ФС РФ принять необходимые изменения в КоАП Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации принять необходимые изменения в ПДД, направленные на дополнительное обеспечение безопасности дорожного движения при использовании СИМ, в более ранние сроки с тем, чтобы необходимые изменения вступили в силу с 1 апреля 2024 года.
Среднесрочные задачи: введение страхования ответственности лиц, управляющих СИМ, упорядочение парковок СИМ, отработка алгоритмов администрирования ответственности за нарушения ПДД лицами, управляющими СИМ.
К числу стратегических задач необходимо отнести создание инфраструктуры для передвижения на СИМ, безопасной как для пешеходов, так и для лиц, управляющих СИМ, а также для водителей транспортных средств».