Административно-территориальная реформа станет залогом развития Новой Москвы на годы вперед
В ходе заседания столичного парламента приняты три закона города Москвы: «Об образовании внутригородских муниципальных образований в городе Москве и о внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве», «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании утратившими силу Закона города Москвы от 4 июля 2012 года № 36 «О наделении органов местного самоуправления городских округов Троицк и Щербинка отдельными полномочиями города Москвы в области образования» и отдельных положений законов города Москвы» и «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании утратившим силу Закона города Москвы от 28 июля 2011 года № 36 «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».
Префект Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы Дмитрий Набокин:
«Проект закона города Москвы «Об образовании внутригородских муниципальных образований в городе Москве и о внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» внес на рассмотрение в Мосгордуму Мэр Москвы Сергей Собянин.
1 июля 2012 года на встрече с главами муниципальных образований ТиНАО Мэр Москвы сообщил, что решение о присоединении этих территорий осуществлено в целях обеспечения развития столицы и перехода к полицентричной системе ее развития, а также продиктовано необходимостью создания дополнительных центров приложения труда. Уже через год Сергей Собянин отметил, что в результате расширения площади Москвы ее территория стала более сбалансированной, созданы предпосылки для поэтапного улучшения сложившейся диспропорции: развитие новых территорий – это спокойная плановая работа на десятилетия, а не на год или два.
Тогда же были сформулированы долгосрочные цели развития ТиНАО и поставлены конкретные задачи по их достижению. Все 12 лет в Троицком и Новомосковском административных округах поэтапно решаются вопросы обеспечения жителей комфортным жильем, качественным медицинским обслуживанием и образованием, развития дорожного и жилищно-коммунального хозяйства, предоставления государственных услуг, создания мест отдыха и досуга жителей муниципальных образований Новой Москвы.
Так, со дня присоединения к Москве 21 внутригородского муниципального образования на территории ТиНАО построено более 30 млн кв. метров различной недвижимости, 390 км дорог, 10 станций метро, 143 объекта образования, 18 объектов здравоохранения. Численность населения ТиНАО увеличилась в три раза с 230 тыс. до 750 тыс. человек.
В планах ближайшего периода прежде всего: развитие транспортной и инженерной инфраструктур, рост жилищного и общественно-делового строительства, развитие социальной и рекреационной систем, формирование мест приложения труда, создание качественной архитектуры и городской среды в целом; комплексное развитие районов, в которых можно жить, работать, учиться и отдыхать, при этом все социальные, культурно-бытовые и административные объекты будут находиться в комфортной транспортной доступности; создание новых точек роста, центров производственной, деловой и социальной активности, в результате которого отдельные районы приобретут или усилят уникальную деловую специфику; повышение качества предоставления государственных и иных услуг на территории ТиНАО за счет создания системы уникальных объектов культуры, здравоохранения, спорта, образования, администрирования, сопоставимых по своим функционалу, обеспеченности и емкости аналогичным объектам, расположенным на территории «старой» Москвы.
С учетом изложенного, а также в целях оптимизации управления территорией ТиНАО предлагается вместо существующих 2 городских округов и 19 поселений создать 8 более крупных муниципальных образований. А именно создать:
- муниципальный округ Бекасово путем объединения поселения Киевский и части территории поселения Новофедоровское;
- муниципальный округ Внуково путем объединения поселения Кокошкино, муниципального округа Внуково, частей территорий поселений Внуковское, Марушкинское и Московский;
- муниципальный округ Вороново путем объединения поселений Вороновское и Роговское, частей территорий поселений Кленовское, Краснопахорское, Михайлово-Ярцевское, Новофедоровское и Щаповское;
- муниципальный округ Коммунарка путем объединения поселения «Мосрентген», частей территорий поселений Воскресенское, Десёновское, Московский, Сосенское и Филимонковское;
- муниципальный округ Краснопахорский путем объединения частей территорий поселений Кленовское, Краснопахорское, Михайлово-Ярцевское, Первомайское и Щаповское;
- муниципальный округ Филимонковский путем объединения частей территорий поселений Марушкинское, Московский, Первомайское и Филимонковское;
- муниципальный округ Щербинка путем объединения городского округа Щербинка и частей территорий поселений Воскресенское, Рязановское, муниципального округа Южное Бутово;
- новый городской округ Троицк путем объединения городского округа Троицк и частей территорий поселений Десёновское, Краснопахорское, Первомайское, Рязановское, Сосенское, Филимонковское, Щаповское.
Одновременно с этим предлагается часть территории поселения Московский отнести к муниципальному округу Ново-Переделкино, а часть – к муниципальному округу Солнцево.
Появление нового муниципального образования в виде городского округа Троицк связано с сохранением имеющегося у преобразуемого городского округа Троицк статуса наукограда Российской Федерации, который был сохранен до 2032 года постановлением Правительства Российской Федерации «О сохранении статуса наукограда Российской Федерации городскому округу Троицк (г. Москва)».
В рамках возникновения новых муниципальных образований законопроектом устанавливаются границы новых муниципальных образований, закрепляются описания указанных границ, наименования органов местного самоуправления новых муниципальных образований, порядок избрания первого главы нового муниципального образования, численность депутатского корпуса, избирательная система, которая будет применяться на выборах депутатов представительных органов новых муниципальных образований, порядок проведения первого заседания представительного органа первого созыва, вопросы правопреемства преобразованных внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также обеспечительные меры по непрерывному осуществлению местного самоуправления на территориях преобразованных муниципальных образований.
Помимо этого, закрепляются гарантии для муниципальных служащих органов местного самоуправления преобразованных муниципальных образований, согласно которым они будут иметь преимущественное право на трудоустройство в исполнительно-распорядительные органы новых муниципальных образований или право поступления на конкурсной основе на государственную гражданскую службу города Москвы в территориальные органы исполнительной власти города Москвы, которые будут созданы в ТиНАО.
Также предусматривается ряд переходных положений, направленных на защиту прав граждан, проживающих на преобразуемых территориях, и на обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления на преобразуемых территориях до 1 января 2025 года.
Уверен, что предложенная сегодня Мэром Москвы новая архитектура управления Троицким и Новомосковским административными округами города Москвы покажет хорошие результаты и создаст новые условия для комфортной жизни и работы.
Принятие закона города Москвы «Об образовании внутригородских муниципальных образований в городе Москве и о внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» создает законодательную основу для дальнейшего устойчивого экономического и социального развития территории ТиНАО, а также города в целом».
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:
«Мы прекрасно помним, как происходило присоединение к Москве 21 муниципального образования Московской области в 2012 году – впервые за всю современную историю столицы. За прошедшие 12 лет мы прошли огромный путь, все это время мы последовательно создаем город нового типа, который строится вокруг и во имя человека. Экономическое, социальное, промышленное, инфраструктурное, транспортное, коммунальное, жилищное и любое иное развитие Москвы основывается на принципах удобства и комфорта для ее жителей в любом районе. В этом – конечная цель любых городских изменений и преобразований.
Все свое развитие Москва основывает на диалоге с жителями города. Общественный запрос – тот базис, на котором формируются все долгосрочные планы модернизации. Важность обратной связи с москвичами неоднократно подчеркивал Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин.
Но я бы хотел особо подчеркнуть, что взаимодействие жителей и власти – в значительной степени прерогатива муниципальных депутатов, в том числе Новой Москвы. Мы видим, как представленный законопроект предлагает изменить систему местного самоуправления в ТиНАО, где вместо 21 муниципального образования предлагается создать 8. Но в целом система местного самоуправления не изменится: так же будут образованы советы депутатов, избраны главы, сформированы исполнительно-распорядительные органы. Число муниципальных депутатов уменьшится с 256 до 109, порядок их избрания по мажоритарной системе не изменится, выборы пройдут в сентябре 2024 года. Новые главы муниципальных образований будут возглавлять и советы депутатов, и исполнительно-распорядительные органы, работая на постоянной штатной основе. В результате новые органы местного самоуправления будут более мобильными и смогут уделять работе с населением больше времени. А муниципальные депутаты получат более широкие возможности и будут наделены новыми для них полномочиями.
Внимательно рассмотрев данный законопроект, фракция партии «Единая Россия» поддерживает документ и голосует за его принятие. Считаем, что он направлен на развитие Москвы в целом и Новой Москвы в частности».
Председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, депутат МГД от избирательного округа № 38, включающего территории Новой Москвы Александр Козлов:
«Цель регламентированной законопроектом административной реформы в ТиНАО – привести систему управления в соответствие со столичными стандартами, завершить процесс создания структуры равнозначных территорий и единства городского хозяйства – города без окраин. Города, который функционирует как единый слаженный здоровый организм. Сегодня эту тенденцию в Новой Москве мы наблюдаем в очень многих сферах. В строительстве социальных объектов, транспортной инфраструктуре, благоустройстве парков, общественных пространств, дворов. Фактически по этим направлениям Москва уже не делится на новую и старую: качество городской среды в Троицком и Новомосковском округах здесь на столичном уровне.
Теперь важно унифицировать и систему управления. Такое содержательное и формальное единообразие позволит эффективнее осуществлять все управленческие функции. И очевидно, что в таком мегаполисе, как Москва, должен действовать именно такой принцип. Мы живем в одном городе – в одной любимой столице. Это аксиома.
Реформа позволит наконец-то тиражировать в Троицкий и Новомосковский административные округа ряд положительных управленческих механизмов, которых не хватает сейчас. Например, организацию работы единой городской управляющей компании – ГБУ «Жилищник». На протяжении нескольких лет я постоянно получаю просьбы от активистов, старших домов, представителей советов МКД о необходимости создания такой УК в ТиНАО. Жители видят, когда вопросом оказания жилищно-коммунальных услуг руководит город, следит за этим, то соответственно люди получают качественные ЖКУ. А качественные ЖКУ – это основа основ для каждого человека, для его бытового благополучия и благополучия его семьи. Тем более что ГБУ работает по принципу одного окна. Кроме того, самый важный плюс «Жилищника» – это адекватные цены, выделение субсидий со стороны города.
Кроме того, «Жилищник» интегрирован в портал «Наш город». И если в его работе есть недочеты, то можно оперативно об этом сообщить: и органы власти быстро дают обратную связь и реакцию, быстро идет исправление недостатков, ремонтные работы, - от 3 до 7 дней. Именно централизация полномочий позволяет установить повышенный контроль за качеством оказываемых населению услуг и использовать действенные рычаги воздействия.
Следующий важный нюанс реформы, который дает позитивный результат– модернизация коммунальной инфраструктуры. Не секрет, что десятки километров сетей перешли в ТиНАО в крайне ветхом и аварийном состоянии и Москва уже начала масштабную работу по их замене и ремонту, прокладыванию дополнительных коммуникаций. А многие из сетей вообще являются бесхозными, находятся на границах участков нескольких поселений, что также создает трудности по их передаче и принятию на баланс, управлению ими. Реформа позволит нам изменить эту ситуацию, совершенствовать процесс по модернизации ЖКХ. И активно ее продолжить. Ведь темпы развития и модернизации коммунально-инженерной инфраструктуры Новой Москвы требуют концентрации властных, управленческих, финансовых ресурсов, единой системы проектирования. У нас есть запрос на качественное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и т.д.
Более того, такое одновременное муниципальное укрупнение и оптимизация позволяет концентрировать больше различных ресурсов, которые будут использоваться для развития территорий, стимулировать экономический рост. Так, проекты по благоустройству, например, можно будет не растягивать на два года, а сделать за более короткий срок.
Что касается переживаний о том, что будет с пропиской, с оформлением детей в детские сады и школы, прикреплением к поликлиникам – всего того насущного, что интересует каждую маму и каждого папу, – то никаких изменений здесь не будет: как сегодня оформляются эти процессы по всей Москве, так они будут работать и дальше. Более того, муниципальные детские школы искусств, спортивные учреждения перейдут в ведение Москвы и получат возможности для установления и выделения бюджетных мест для занятий детей.
Уважаемые коллеги, я призываю вас поддержать данный законопроект. Он очень актуален и позволит нам завершить создание единого организма в виде города без окраин».
По итогам обсуждения Закон города Москвы «Об образовании внутригородских муниципальных образований в городе Москве и о внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» был принят большинством голосов депутатов Мосгордумы.
Также в ходе заседания столичного парламента были приняты законы города Москвы «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании утратившими силу Закона города Москвы от 4 июля 2012 года № 36 «О наделении органов местного самоуправления городских округов Троицк и Щербинка отдельными полномочиями города Москвы в области образования» и отдельных положений законов города Москвы» и «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании утратившим силу Закона города Москвы от 28 июля 2011 года № 36 «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников:
«На заседании Московской городской Думы рассмотрен законопроект об административно-территориальной реформе Троицкого и Новомосковского административных округов столицы. Напомню, что 1 июля 2012 года в состав Москвы вошли районы, ранее относившиеся к Московской области, и с этого момента создавался необходимый фундамент для дальнейшего развития ТиНАО.
За 12 лет пройден «переходный период», ТиНАО перерос статус периферийной территории, став полноценной частью Москвы. Здесь было построено около 24 миллионов квадратных метров жилья, 143 объекта образования, 18 объектов здравоохранения, 96 детских садов, 47 школ.
Дальнейшее развитие Новой Москвы требует новой системы управления, приведения ее к единым московским стандартам и соответствующей нормативной базе. Это окончательно сформирует территорию в единой логике со «старой» Москвой. Уверен, что новое административное деление ТиНАО простимулирует экономический рост и технологическое развитие. Конечная цель всех городских преобразований и изменений – удобство жизни и комфорт для каждого москвича в любом районе города, доступность городских сервисов и услуг 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
В отличие от многих других мегаполисов мира, Москва основывает свое развитие на диалоге с жителями города. Общественный запрос – тот базис, на котором формируются долгосрочные планы. Важность обратной связи с москвичами неоднократно подчеркивал Мэр Москвы, и данная функция во многом – прерогатива муниципальных депутатов во вновь образуемых муниципальных образованиях.
Укрупнение муниципальных образований ТиНАО, создание соответствующих исполнительно-распорядительных органов, передача части функций МСУ к отраслевым органам власти – все эти шаги направлены исключительно на то, чтобы обеспечить дальнейшее сбалансированное развитие Новой Москвы.
Отдельно хочу отметить, что поскольку предлагаемая административно-территориальная реформа проводится в существующих границах Москвы, она не повлияет на численный состав Мосгордумы».